О сопротивлении в терапии были написаны тысячи хороших статей умными и опытными психологами. Прочитав многие из них, становится понятно, что они написаны психологами для психологов и не учитывают вторую сторону - разумного клиента, который, собственно говоря, пришёл, чтобы себе помочь. И он именно разумен, в определенной степени осознан и тоже понимает, что от него многое зависит.
В этой статье я хочу дать несложные алгоритмы для тех, кто попал в позицию клиента, чтобы вы могли отловить своё сопротивление и что-то с ним сделать. Много раз оказывавшись в обеих ролях (и клиента, и ведущего процесса), мне удалось увидеть несколько базовых шаблонов сопротивления, которые могут быть внешне невидимы для ведущего, но здорово мешать продвижению.
Обобщённый алгоритм работы с сопротивлением, с точки зрения клиента, прост:
1. Сказать об этом ведущему. Это самое важное! Не пытайтесь фоном что-то проработать, даже если вы почти "мастер".
2. Ведущий предлагает процесс проработки сопротивления или задаёт определенные проясняющие вопросы (ответы на которые - тоже процесс).
3. Тем самым вы прорабатываете сопротивление и двигаетесь дальше.
Процессы могут быть разные. Например, мой первый процессор, работавший со мной по объективным техникам из "Дианетики-55" просто проламывал сопротивление самим процессом. В частности, я просто в ходе процесса многократно проговаривал своё переживание сопротивления, тем самым прорабатывая его.
Давайте посмотрим, как сопротивление распознать и провести его экспресс-анализ.
Самый очевидный и заметный со стороны вид сопротивления - это когда клиент считает себя гораздо умнее ведущего в проводимом процессе. Как клиент - задайте себе вопрос, что тогда вы тут делаете? В жизни, наверное, каждому доводилось встречать "напыщенных индюков", которые всем доказывали своё превосходство. С точки зрения ведущего такой клиент выглядит смешно, и всё бы хорошо, но если клиент не выполняет процесс как надо, не включается на 100%, то в итоге не получает результата.
Чуть менее очевидный вид сопротивления - клиент не считает данный процесс эффективным в принципе, не зависимо от оценки способностей и интеллекта ведущего. Поговорите об этом с ведущим, возможно, вы не всё знаете.
Клиент считает процесс странным, но видел его эффективность, допустим, на других людях. Это приводит к искажению коммуникации и потере эффективности. Например, как-то я проводил индивидуальный гностический интенсив человеку, закончившему Физтех МФТИ. Вдоволь намучившись и не дойдя до прямого переживания истины за 2 часа, мы сели пить чай и он мне заявил: "у меня был ответ, что я - пустота, но я подумал, как же, я же не пустота и дал другой ответ"! Видимо, я не достаточно хорошо объяснил, что и как работает в процессе, а он постеснялся спросить. Как клиент, поймав себя на странной мысли, крайне важно её озвучить ведущему! Вполне возможно, что пара наводящих вопросов смогут вывести вас на новый уровень осознания.
Самый странный вид сопротивления, который я обнаруживал в себе, был, когда я как клиент понимал, что процесс эффективен, ведущий молодец, но, блин, не хочу! Не могу! Хочу спорить с ним, унизить его... убить его! Интроверты хорошо умеют скрывать даже такие переживания, поэтому как клиент, не рассчитывайте на то, что ведущий сам всё увидит, достанет волшебную палочку, взмахнёт ей и... Скажите об этом! Скажите об этом не тогда, когда переживание будет невыносимым, а когда оно только начинает проявляться. Проработка таких состояний - дело, как правило, не долгое, если в процессе соблюдалась этика. Непроработка - потеря времени, за которое вы, как клиент, платите.
Незримое сопротивление. Если вы вдруг начинаете забывать, опаздывать, пропускать сессии, конечно же, по уважительной причине, - это тоже признак сопротивления. При этом вы можете обнаружить, что вы довольны и результатами, и процессом. Здесь, конечно, ведущий должен среагировать быстрее клиента, но если вы инициируете разговор - хуже не будет.
В любом случае, важно осознать момент сопротивления и проговорить. Осознанный клиент быстрее добивается результата с меньшими затратами времени и, соответственно, денег. Как клиент, вы, может быть, не всегда понимаете, почему это происходит, да и это не всегда ваша задача. Просто помните, что сокрытие информации от ведущего (не важно почему - боитесь, чтобы сам догадался...) о том, что с вами происходит не идёт на пользу ни вам, ни ему.
Цените время, особенно, когда с помощью психологии вы пытаетесь решить проблемы здоровья как в "Исцелении Воспоминанием", и не ждите, что ваш ведущий - Бог, который всё должен видеть и всё должен знать. Помогите ему и, тем самым вы поможете себе!