Субботний/воскресный ликбез-127: внешняя политика СССР с 1933 г. до Великой Отечественной войны, ч.1

Jul 09, 2018 00:21

(см. предыдущий пост о дипломатическом признании СССР)

Если до 1933 г. наиболее дружественным из буржуазных государств Европы для СССР была веймарская Германия, то приход к власти Гитлера с его планами антисоветской экспансии практически сразу привел к резкому охлаждению советско-германских отношений (включая и сворачивание тайного военного сотрудничества - в т.ч. известных казанской танковой и липецкой авиационной школы).

Зато улучшились отношения СССР с Францией и особенно с Чехословакией, для которых планы нацистов также представляли угрозу (Польша на тот момент проводила в целом прогерманскую политику, хотя не отказывалась и от связей с Францией). Правящая верхушка Чехословакии имела восходившую к 1918 г. историю связей с русскими белогвардейцами, однако страна избежала общего для Восточной Европы сползания к правоавторитарному режиму, оставшись буржуазно-демократической республикой, в правительстве которой были представлены как правые, так и левоцентристские партии. Однако с СССР Чехословакия до 1934 г. не имела даже дипломатических отношений, и сближение стран было вызвано общей угрозой.

Францию, в свою очередь, вынудил пойти на сближение с СССР провал "пакта четырех" - еще летом 1933 г. французская и британская дипломатия договаривались с Гитлером и Муссолини о фактическом закреплении господства четырех государств в Европе (вызывая недовольство не только СССР, но и Польши и дружественных Франции государств Малой Антанты), однако аппетиты Гитлера росли, и уже подписанный "пакт четырех" ратифицирован не был.

Для СССР же 1933-35 гг. оказались богатыми на установление дипломатических связей: помимо Чехословакии, дипломатические отношения были установлены со ставшей республикой Испанией (в 1933 г., первым полпредом в Испанию был назначен Анатолий Луначарский, однако он умер, не успев вступить в должность), США (в том же 1933 г., к изменению политики поддержания только торговых отношений с СССР привело избрание Ф.Д.Рузвельта, политического оппонента предшествующих президентов Гувера и Кулиджа), а в 1934 г., помимо Чехословакии - с Румынией (несмотря на неурегулированный бессарабский вопрос - де-юре СССР никогда не признавал аннексию Бессарабии Румынией), Венгрией и Болгарией; в 1935 г. дипломатические отношения с СССР установила и Бельгия. Кроме того, 1934 г. ознаменовался вступлением СССР в Лигу наций.

Одним из наиболее видных проводников просоветской линии во Франции стал министр иностранных дел с февраля 1934 г. Луи Барту, несмотря на свой консерватизм занимавший последовательно антигитлеровскую позицию в те времена, когда сторонниками сговора с Гитлером были многие даже в более либерально-центристской Радикальной партии и даже в СФИО.

Формально, предложения Барту и СССР не выключали Германию: наоборот, ей предлагалось войти в предлагаемый "Восточный пакт" - договор о взаимопомощи между СССР, Германией, Чехословакией, Польшей, Финляндией и прибалтийскими республиками, в который Франция не вошла бы, но гарантировала бы его членам помощь в случае нападения.

Ни Гитлер, ни польское руководство в таком договоре заинтересованы не были и предложение отклонили, после чего реальным осталось лишь сотрудничество СССР, Франции и Чехословакии.

Барту до результатов своих усилий дожить, впрочем, не удалось: 9 октября 1934 г. он погиб при покушении усташей и болгарских националистов на югославского короля Александра в Марселе (пос современным данным, несмотря на связи усташей с нацистской Германией, Барту стал случайной жертвой - убившая его пуля оказалось выпущенной полицейскими, открывшими беспорядочную стрельбу после убийства короля).



Луи Барту

На смену Барту пришел будущий пособник нацистов Лаваль, однако мгновенно политика Франции не поменялась: шедшие на тот момент переговоры увенчались подписанием франко-советского пакта о взаимопомощи 2 мая 1935 г. - страны обязывались оказать друг другу помощь в случае неспровоцированного нападения третьей европейской страны.

16 мая 1935 г. аналогичный договор был подписан между СССР и Чехословакией - однако именно по настоянию чехословацкой стороны в него был внесен пункт, по которому помощь стране-жертве нападения оказывалась лишь в том случае, когда такую помощь оказывалась Францией - таким образом Чехословакия сохранила дистанцию в отношениях с Советским Союзом.

Казалось бы, ассоциирующаяся с именем наркома иностранным дел Литвинова (хотя проводилась она, естественно, с ведома и под руководством Сталина и Молотова как руководителей партии и правительства соответственно) политика сближения с западными буржуазно-демократическими странами политика дала свои плоды. В действительности, однако, всё оказалось далеко не так радужно...



Максим Литвинов

субботний ликбез, внешняя политика СССР

Previous post Next post
Up