Точки над i-6: Коммунистическая партия Таджикистана

May 17, 2018 01:41

Рубрика "точки над i" посвящена различным оппортунистическим и ревизионистским партиям и движениям (а также странам, находящимся под управлением таких партий, как Китай или Греция) с указанием, почему они не являются коммунистическими или почему их "социализм" не имеет ничего общего с марксистским.

С этого выпуска мы перейдем на постсоветские страны, и первой для нас будет партия из далекой и бедной страны.

Пережив распад СССР и гражданскую войну, в которой они сыграли немалую роль на стороне "юрчиков"-противников исламистов, Коммунистическая партия осталась достаточно влиятельной и вместе с тем в сравнении с другими парламентскими компартиями стран б. СССР считалась достаточно радикальной (ориентируясь на РКРП, а не КПРФ).

Однако уже при прежнем руководстве оппозиционность ее автократическому режиму Рахмонова была достаточно сдержанной.

В частности, многолетний партийный лидер Шоди Шабдолов характеризовал позицию партии как "Мы не противники лично президента, мы противники экономической реформы, которая вредит людям", а уже после своего смещения говорил: "В последнее время муссируются разговоры о том, что неудача Компартии на прошедших парламентских выборах - результат осложнения отношений между мной и президентом страны. Это ложь! - говорил на том съезде Шабдолов. - Мы изначально, еще со времен исторической 16-й сессии Верховного Совета и по сей день поддерживаем нашего президента. Однако как лидер партии и депутат я не мог не выступать с критикой недостатков, допущенных властью в решении некоторых вопросов. Об этом все старались молчать, но я говорил, потому что видел, как на наших глазах разваливаются промышленность, сельское хозяйство! Но мои критические высказывания некоторыми чиновниками преподносились руководству иначе".

Перед парламентскими выборами 2015 года, однако, правительство Таджикистана провело кампанию против сохранивших оппозиционность партий как справа (исламистская ПИВТ), так и слева (КПТ). Если исламисты были полностью выдавлены из парламента (и позже додавлены запретом на формирование партий по религиозному признаку), то КПТ, не пройдя проходной барьер, получила два места в одномандатных округах. По отзывам непарламентской оппозиции, результаты выборов были "нарисованы" от начала до конца.



Шоди Шабдолов

После этого, в 2016 г., Шабдолов был смещен по обвинению (!) в плохих отношениях с президентом, а сменивший его бывший заместитель Исмоил Талбаков призвал "сплотиться вокруг президента".

В декабре 2016 г. Талбаков умер, несколько месяцев и.о. председателя партии был Мирзоазим Насимов, пока в апреле 2017 г. ее главой не был избран Миродж Абдуллоев - в совесткие годы милиционер, а в постсоветские работник таджикского Госнаркоконтроля (последняя должность - начальник областного управления). Тогда же Шабдолов заявил, что не будет возвращаться в руководство партии, где стали преобладать оппортунисты, хотя уверен в наличии сторонников среди членов партии.

С тех пор упоминания о партии в новостях практически отсутствуют - увы, с авторитарными режимами вроде того, что создал Рахмонов, нельзя бороться на половину и скорее всего, партия обречена на исчезновение в ближайшие годы.

точки над i, Таджикистан

Previous post Next post
Up