Предвыборное (2018)-6: Титов

Mar 11, 2018 10:00

Сегодня мы поговорим о программе следующего кандидата в президенты - Бориса Титова.



Борис Титов

О его биографии мне сказать хорошего нечего - бизнесмен из девяностых, деятель разных объединений бизнесменов, затем госслужащий (уполномоченный по правам предпринимателей), «системный» правый либерал (в основном эта публика органично сочетает недостатки либералов и лоялистов).

Программа его (официально - предвыборная программа его «Партии роста»), также будучи праволиберальной, отличается от программы Собчак куда меньшей конкретностью (зато обещаемые результаты даются в точных цифрах - как именно они были вычислены, не раскрывается, что дополнительно снижает доверие) и отсутствием каких-либо требований политических и социальных реформ - даже требования отделить общеобразовательную школу от религии нет. Только экономика, только обещания роста.

Почему мы - правые либералы - востребованы именно сегодня

Наша страна пережила множество революций, катаклизмов, экономических кризисов. Но до сих пор так и не пришла к среднему уровню жизни населения, которого достигли европейские страны. Вот и сейчас, после заметного подъема 2000-х, мы снова «зависли», снова вокруг неопределенность. Семьи простых людей не могут планировать свое будущее на более-менее обозримую перспективу, потому что непонятно, как и за счет чего будет расти экономика.
Если в богатой ресурсами стране три четверти населения тратят большую часть семейного бюджета на еду, а расходы на оплату коммунальных услуг составляют больше половины пенсии - это огромный риск для всех. В России третий год подряд падают реальные доходы населения, при этом беднеют не только получатели социальных пособий и выплат, беднеют работающие люди. Это угроза будущему всей страны. Работающий человек не должен быть бедным!
Мы - та самая конструктивная оппозиция с реальной повесткой дня, об отсутствии которой недавно сожалел глава государства. Мы хотим изменить Россию мирным, эволюционным и цивилизованным образом, избежав рисков неумного охранительства, с одной стороны, и анархической вседозволенности - с другой.

Борьба с бедностью как дело правых - это безусловно новое слово в экономике. Мы-то думали, что правые - они про «богатые станут еще богаче, а бедные - еще беднее», и наши предположения подтверждаются опытом западных стран ("Итак, с 1947 по 1979 год производительность труда в США повысилась на 119%, а доходы нижних 25% населения выросли на 122%. Однако с 1979 по 2009 год, когда производительность труда повысилась на 80%, доходы нижних 25% населения упали на 4%. При этом за тот же период доходы верхнего 1% подскочили на 270%. В Великобритании доходы беднейших 10% в период между 1999 и 2009 годами снизились на 12%, тогда как доходы верхних 10% возросли на 37%. С 1979 по 2009 год коэффициент Джини, служащий показателем неравенства, поднялся в английской статистике с уровня 26 до 40, что свидетельствует об углублении социальных пропастей." - отсюда).

Кто мы такие

Мы называем себя либералами, поскольку уверены в том, что права личности не могут подавляться ради интересов общества в целом. Мы исповедуем три главные ценности: священное право собственности; верховенство закона, без которого невозможна свобода личности; рыночная экономика и свободная конкуренция как основы материального существования общества.
Но мы - именно ПРАВЫЕ либералы, и это очень важно.
Социальный, левый либерализм ищет справедливые способы распределения ресурсов государства. Его позиции сильны в ситуации процветания: когда есть, что распределять.
Правый либерализм всегда в первую очередь думает о том, как производить. Его востребованность и роль усиливаются в кризисных обстоятельствах, когда надо перезапустить экономический механизм. А перезапускать его в России сегодня необходимо.

Кто потреблять производимое-то будет, гг. правые?

Что в нашей стране не так?
Наша страна так и не смогла избавиться от системы, в основе которой лежит ручное управление десятком крупных, в основном сырьевых, компаний.
В ее нынешнем виде и с ее структурой экономика не способна расти. У нее нет внутренних механизмов роста, поэтому она полностью зависима от внешних - таких, как цена на нефть. И эта зависимость углубляется.
Экономическая политика правительства сосредоточена на единственной задаче - защите интересов федерального бюджета, то есть себя. Любой ценой, даже ценой торможения экономики, падения уровня жизни населения.
Для глубоких перемен в структуре экономики нужны инвестиции. Их недостаточно. В стране стало невыгодно и небезопасно производить. Невыгодно - из-за высоких процентов по кредитам, высоких тарифов и налогов, небезопасно - из-за сильного административного и уголовного прессинга. Половина экономики - в тени.
Ожидать, что ситуация исправится сама собой, - бессмысленно. Не исправится. Потому что нынешние проблемы - не результат случайных ошибок или обстоятельств. Это и есть суть нашей экономической системы.
Поэтому нам нужны перемены. Хорошо продуманные и постепенные. Без потрясений и конфликтов. Только успешное экономическое развитие способно стать надежным фундаментом гражданского общества и устойчивой политической демократии.

Что именно производить, в каких отраслях, почему эти производства не может создать государство? Нет ответа.

О пути к демократии

Демократия - не власть демократов, как это пытались доказать нам в 1990-е. Это форма политического устройства, которая отвечает сложившимся запросам представителей общества. Демократию нельзя насадить, импортировать, но ее можно вырастить изнутри.
А для этого нужен многочисленный средний класс. Не тот, который мы имеем сейчас, - состоящий в основном из чиновников, у которых запроса на демократию нет, а новый, сформированный из миллионов частных собственников, свободных в своей самореализации.
Мы выступаем исключительно за эволюционный и мирный путь развития. Революции и потрясения к нужному результату не приведут, все, что они могут - это спровоцировать либо новый передел собственности с хаосом, который мы уже проходили, либо резкий поворот в сторону левого тоталитаризма.

Очевидно, что большинство населения (даже если только экономически активного населения) может быть частными собственниками при среднем количестве занятых на предприятии меньше 2 (что практически невозможно даже в куда более примитивных экономиках). При любых других раскладах - демократического большинства у собственников не будет.

Да даже и «миллионы» собственников на около сотни миллионов работающих - это господство очень мелких предприятий, эффективность которых сомнительна.

Чего мы хотим?
В экономической сфере - избегая потрясений и конфликтов, перейти к новой модели экономики, основанной на конкуренции, развитии частного предпринимательства и росте производительности труда.
В политической сфере - вырастить на этом базисе широкий слой частных собственников, которые сформируют запрос на конкурентное политическое устройство общества.

Политическая конкуренция - не синоним демократии, конкуренция может быть и в олигархической системе. Насчет демократии - неубедительно совершенно.

Как этого достичь?
• Нужно изменить основы экономической политики. Отказаться от политики макроэкономической стабилизации. Пора признать, что ее единственная реальная цель - концентрация денег в федеральном бюджете. А это ведет к подавлению экономической активности, разрушению бюджетов регионов и расширению бедности.
• В первую очередь нужно:
• Снизить проценты по кредитам для производства и населения. ЦБ должен держать ставку на уровне выгодном не государству, а людям и бизнесу.
• Предложить людям недорогую 5% ипотеку, тогда строительство вырастет в два раза, что даст толчок развитию всей экономики.
• Ограничить аппетиты естественных монополий. Поставить под контроль их тарифы, которые сегодня увеличиваются вслед за любыми запросами самих монополий.
• Перенастроить налоговую систему на рост, а не на вытаскивание из экономики остатков последнего ради удовлетворения сиюминутных потребностей. Сформировать пенсионную систему, которая будет насыщаться благодаря росту производительности труда и, соответственно, росту базы для начисления социальных взносов. Механическое повышение пенсионного возраста без изменения качества экономики - тупиковый путь.
• Помочь базовыми продуктами и лекарствами тем, кто в них нуждается.
• Перейти к активной промышленной политике: реализовать 100 первоочередных проектов роста - СОЗДАТЬ 25 МИЛЛИОНОВ СОВРЕМЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ.

Так какие именно меры обещает кандидат принять, чтобы те самые частные инвестиции пошли в промышленность? Простое снижение ставки может с тем же успехом и к росту спекуляций привести, с последующим крахом. Всё, очевидно, на откуп рыночной стихии, но результат называется с точностью до второй значащей цифры. «- Докажи теорему Пифагора. - Мамой клянусь!»

Управление реформами
Мы считаем, что нужно:
• Создать штаб реформ - «Администрацию Роста», отделив его от текущей работы Правительства. Такова мировая практика, и она доказала свою успешность.
• Ввести стратегическое индикативное планирование экономики, в основе которого лежит современный анализ больших баз данных.
• Перейти на реальный проектный принцип управления - с проектными менеджерами, ответственными за результат.
Наш идеал государственного устройства - сильное и компактное государство. Ограниченный по количеству аппарат чиновников должен выполнять свои функции с максимальным КПД, в том числе благодаря возможностям современной техники. А сила государства заключается не во всеобъемлющем контроле (который только осложняет и замедляет развитие), а в способности установить и поддерживать законность, понятные и прозрачные правила игры. С точки зрения правых либералов, государство необходимо лишь там и тогда, где не справляется частный сектор.

Анализ больших баз данных может дать государству сведения об экономике, а рычаги-то какие воздействия на нее, кроме изменения процентной ставки, предлагаются?

Где найти деньги на реформы?
• Только повысив эффективность управления государственными финансами, казначейство может сэкономить 700 млрд. руб.
• А еще деньги, которые ЦБ тратит на спасение проворовавшихся банков (в 2015-2017 гг. - почти 7 трлн. рублей), направить на кредиты экономике и в социальный сектор.
• И занять в рост - бюджет может и должен занимать больше и тратить деньги на развитие страны.
Задача преобразований - создание к 2025 году 25 млн. высокопроизводительных современных высокодоходных рабочих мест.
Это главное. Потому что хорошая работа, которая приносит доход и удовлетворение - это главная ценность в современном мире.
Что даст «Стратегия Роста» каждой российской семье?
К 2035 году:
• Продолжительность жизни увеличится до 80-85 лет
• Заработная плата вырастет до 62 000 рублей
• Ставки ипотечных кредитов снизятся до 3,5%
• Обеспеченность жильем увеличится в полтора раза и составит 30 кв.м на человека
• Средняя пенсия составит 23000 рублей
• Каждая семья сможет себе позволить приобрести автомобиль
• Доля расходов на питание сократится почти в два раза
• Граждане получат возможность увеличить накопления, больше тратить на отдых и культурные мероприятия.
Уже в ближайшие 10 лет реальная зарплата увеличится почти наполовину.

Именно 62 тысячи - точность большая, а как такого чуда достигли - не говорится.

Мы знаем, что люди устали от обещаний и разуверились в возможности перемен. Мы не обещаем чудес и счастья для всех бесплатно. Мы даем только одно обещание - вернуть стране рост экономики, который обеспечит гражданам рост доходов, достойную жизнь и уверенность в будущем.
И БОЛЬШЕ НИКАКИХ РЕВОЛЮЦИЙ. Это основа нашей программы, которая так и называется: «СТРАТЕГИЯ РОСТА».
Мы идем на выборы профессиональной опытной командой. Мы знаем, как добиться наших общих целей. Мы не отступимся!

Вывод из прочтения его программы - даже для заявленной цели, которой предлагается пожертвовать всё остальное - роста экономики - никаких конкретных рецептов (кроме снижения процентной ставки) не называется.

Мы готовы объективности ради анализировать и праволиберальные рецепты роста экономики (особенно - если при этом можно будет посчитать издержки такого подхода), но верить на слово всё же было бы излишним.

либералы, предвыборное-2018, Титов

Previous post Next post
Up