https://echo.msk.ru/programs/personalno/2134368-echo/ А я считаю, мы наследники великой эпохи. Наша задача - взять всё лучшее из истории, а у нас для этого есть все основания. Мы все во многом родились в 18. Империя сгорела. Ее создали на съезде, но в новой форме советского государства.
Оппортунизм с самого начала: общая у Российской империи и СССР как раз форма - контролируемая ими территория (в большей части). Отличие же в содержании - государство помещиков и капиталистов vs. государство рабочих и крестьян и государство самых разнообразных форм национального угнетения vs. государство, в котором возможности для модернизации и развития национальной культуры получили и народы, бывшие в Российской империи среди самых отсталых.
Вот чем хорош наш кандидат Грудинин: он сумел объединить прошлое - он устоял и выдержал и взял все лучшее, в этом году его хозяйству 100 лет исполняется; настоящее - он сумел, несмотря на рейдерские захваты, бандитские налеты, создать лучшее в стране и во многом в Европе предприятие и хозяйство. И одновременно там можно прийти и посмотреть. Когда говорят, какое будущее - то можно прийти у него и посмотреть. У него школа, которая признана лучшей в Европе, у него детские сады, которые признаны лучшими в стране, у него лучшая ферма, у него лучшие сады, у него лучшие технологии. Он взял всё, в том числе, и путешествуя по Европе…
О.Журавлева
― А он разве не кулак по старым понятиям, крепкий хозяйственник?
Г.Зюганов
― Он настоящий современный деловой человек, который не отказался ни от чего лучшего из российской, русской, советской эпохи и одновременно взял все лучшее, что есть в передовых странах. Чтобы создать эту школу будущего с полным циклом производственного обучения от столярной мастерской до ракетно-космической техники - свой космодром есть, - он объехал пять стран вместе с лучшими педагогами, увидел, посмотрел, многое прочитал, обобщил… Я вас приглашаю, давайте приедем и посмотрим. Вы ахнете.
Коммунисты, конечно, понимают, что капиталист капиталисту рознь, но главным противопоставлением видят не конфликт между "лучшими хозяйственниками" и другими капиталистами, а между всем классом капиталистов и рабочими.
Зюганову мог бы
ответить товарищ Сталин, имевший беседу с Уэллсом, позиция которого была близка позиции Зюганова - вот только Уэллс, признавая достижения СССР (почти по-зюгановски) коммунистом никогда не был и не пытался казаться. И говорил Сталин не о Грудинине, заслуга которого состоит главным образом в том, что его хозяйство вообще существует - тогда как значительная часть дохода приходит ему от владения земельными участками рядом с МКАД, а о виднейшем организаторе производства (при этом крайнем реакционере - одно другому не мешало) Форде и таком видном деятеле буржуазной политики, как Франклин Рузвельт:
Когда я говорю о невозможности осуществления принципов планового хозяйства при сохранении экономической базы капитализма, я этим ни в какой степени не хочу умалить выдающиеся личные качества Рузвельта - его инициативу, мужество, решительность. Несомненно, из всех капитанов современного капиталистического мира Рузвельт - самая сильная фигура. Я поэтому хотел бы еще раз подчеркнуть, что мое убеждение в невозможности планового хозяйства в условиях капитализма вовсе не означает сомнения в личных способностях, таланте и мужестве президента Рузвельта. Но самый талантливый полководец, если обстановка ему не благоприятствует, не может добиться той цели, о которой Вы говорите. Теоретически, конечно, не исключено, что можно в условиях капитализма понемногу, шаг за шагом, идти к той цепи, которую Вы называете социализмом в англо-саксонском толковании этого слова. Но что будет означать этот “социализм”? В лучшем случае - некоторое обуздание наиболее необузданных отдельных представителей капиталистического профита, некоторое усиление регулирующего начала в народном хозяйстве. Все это хорошо. Но как только Рузвельт или какой-либо другой капитан современного буржуазного мира захочет предпринять что-нибудь серьезное против основ капитализма, он неизбежно потерпит полную неудачу. Ведь банки не у Рузвельта, ведь промышленность не у него, ведь крупные предприятия, крупные экономии - не у него. Ведь все это является частной собственностью. И железные дороги, и торговый флот - все это в руках частных хозяев. И, наконец, армия квалифицированного труда, инженеры, техники, они ведь тоже не у Рузвельта, а у частных хозяев, они работают на них. Нельзя забывать о функциях государства в буржуазном мире. Это - институт организации обороны страны, организации охраны “порядка”, аппарат собирания налогов.
(...)
Когда я говорю о капиталистах, которые стремятся лишь к профиту, к наживе, я этим вовсе не хочу сказать, что это - последние люди, ни на что иное не способные. У многих из них несомненно крупные организаторские способности, которые я и не думаю отрицать. Мы, советские люди, многому у капиталистов учимся. И Морган, которому Вы даете такую отрицательную характеристику, являлся, безусловно, хорошим, способным организатором. Но если Вы говорите о людях, готовых реконструировать мир, то их, конечно, нельзя найти в среде тех, которые верой и правдой служат делу наживы. Мы и эти люди находимся на противоположных полюсах. Вы говорите о Форде. Конечно, он способный организатор производства. Но разве Вам неизвестно его отношение к рабочему классу, разве Вы не знаете, сколько рабочих он зря выбрасывает на улицу? Капиталист прикован к профиту, его никакими силами оторвать от него нельзя.
(сравните со словами Уэллса - "имеются очень различные капиталисты. Имеются такие, которые только думают о профите, о наживе, имеются и такие, которые готовы на жертвы. Например - старый Морган: этот думал только о наживе, он был попросту паразитом на теле общества, он лишь аккумулировал в своих руках богатства. Но вот возьмите Рокфеллера: он блестящий организатор, он дал пример организации сбыта нефти, достойный подражания. Или Форд: конечно, Форд себе на уме, он эгоистичен, но не является ли он страстным организатором рационального производства, у которого и вы учитесь?" и окажется, что в роли Сталина в беседе оказывается ... журналистка "Эха Москвы")
О.Журавлева
― Прекрасно! Вот, кстати, и технология пригодилась. Замечательно. Геннадий Андреевич, я хотела вас еще спросить о такой вещи. Очень многие слушатели вас спрашивают: «Как же так? Почему раньше коммунисты отрицали бога и прессовали церковь, а сейчас все стоят со свечками. Где вы настоящие? Вы же еще в прорубь окунаетесь, но только на Крещенье?» А, может быть, вы просто морж?
Г.Зюганов
(...)
Что касается веры. Вера, надежда, любовь - это то, на чем зиждется наша душа.
Я долго доказывал у себя на съезде, что надо дать право свободно каждому чувствовать, веровать и это и есть свобода совести. Партия приняла это решения, и я считаю, очень правильно. Это личное дело каждого.
(...)
У нас много верующих, а, кстати, не просто верующих… Кстати, у Грудинина построили прекрасный храм… с купелью. Великолепный. Не только школу, не только чудо - детские сады, не только уникальные парки и фермы. Там великолепный храм для верующих. Эта потребность у человека всегда была и существовала…
(...)
Я, например, один из немногих, кто изучал Библию. Я когда увидел Нагорную проповедь Иисуса Христа и послание Апостола Павла фессалоникийцам, ахнул: там написаны и моральный кодекс строителя коммунизма, который мы активно использовали и главный лозунг коммунизма: «Кто не работает, тот не ест». Должен сказать, я изучал Коран, когда мирил враждующие тейпы в Чечне. Я изучал Тору и Бхагавад-Гиту.
(...)
Но во всех религиозных трактатах от Заратустры есть общий постулат. Это меня потрясло и как человека и как философа, и как математика. Связи не было, не общались. Поездов, самолетов - ничего не было. А вдруг все родили один общий постулат, везде есть: «Возлюби ближнего своего, как себя самого». Я размышлял долго, почему…
(1) Насчет свободы совести Зюганову ответит уже не Сталин, а
Ленин: "По отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований. Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Но мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих. Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело." При этом в описанный период (в отличие от более позднего периода, когда отношения с верующими обострились из-за позиции РПЦ и других религиозных организаций в Гражданскую войну) антирелигиозная линия большевиков была довольно мягкой - в той же работе Ленин как раз защищал право отдельных верующих вступать в партию в виду второстепенного значения религиозного вопроса, вот только Зюганов в лучшем случае оказывается "сохранившим те или иные остатки старых предрассудков".
(2) Крайне характерно, что Зюганов так и не говорит, верит ли он сам в существование сверхъестественных сил вообще и признает ли православное вероучение (Никео-Цареградский символ веры) в частности. Зато религия - любого направления - у него оказывается носителем неких нравственных ценностей, которые он и хочет положить в основу политики. Эта позиция отнюдь не нова - он оказывается в учениках не у Маркса и Ленина, а у Канта, который, будучи в основном вопросе философии агностиком, считал религию необходимой как основание нравственности. Но, разумеется, Кант был идеологом отнюдь не социалистической революции, а лишь прогрессивных на тот момент слоев буржуазии. Впоследствии же основать "социалистическую" идеологию не на противоположности интересов классов, а на нравственности, которая будто бы должна примирить противоположные классы - всегда пытались теоретики оппортунизма, а то и сознательные антикоммунисты. Сравним Зюганова с Александром Яковлевым, главным идеологом горбачевщины: "Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработали (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом» - по революционаризму вообще" . То, о чем с гордостью
писал антикоммунист в предисловии к антикоммунистической книге - реализует лидер "коммунистической" партии.
(3) Потрясает полное отсутствие диалектического подхода, связанное с тем, что идеал Зюганова глубоко консервативен. Допустим, некие общие нравственные принципы - то, что сходные принципы порождались сходными условиями, т.к. общественное бытие определяет общественное сознание, Геннадий Андреввич тоже не сообразил - были выражены еще Заратустрой. Но был ли в каком-нибудь из обществ, где исторические религии господствовали, построен социалистический строй? И не нарушались ли эти заповеди на каждом шагу в силу объективной противоположности классовых интересов? Оба вопроса, разумеется, риторические...
Но никто не сумеет отрицать, что мы тысячу лет просуществовали, из них вынуждены были 700 лет отбиваться с оружием. Мы никого не звали, мы сохранили язык, традиции. Русские вокруг себя собрали 190 народов и народностей…
О.Журавлева
― Но некоторых, кстати, силой.
Г.Зюганов
― Кстати, это было редким исключением, я бы так сказал.
Сближение наций - процесс объективный и прогрессивный, но не надо забывать, что 2собирали" до 1917 г. правящие классы эксплуататорского общества, интересы которых были противоположны интересам трудящихся классов не только других народов, но и самих русских. "исключениями" же нельзя назвать ни мирный, ни военный путь - многие народы (такие, как башкиры или грузины) действительно вошли в состав России в результате добровольных решений - опять же, добровольных решений их правящих классов, но так же нельзя отрицать, что множество народов было завоевано. Разумеется, это не отменяет того, что сейчас эти народам делить нечего, но зачем феодальных завоевателей выгораживать?
Нам очень важно понимать, что в современном мире идет борьба за ресурсы. У нас - основные ресурсы. Идет борьба за транспортные магистрали.
Через нас будет пролегать не просто шелковый путь. Основной путь между «мастерской мира», в которую превратился Китай и Азией и объединенной Европой, где 500 миллионов живет. Если мы будем умно вести, мы будем нужны и тем, и другим, и третьим. И это даст нам благополучную жизнь для каждого. Вот давайте так мудро вести политику и с Западом и Востоком, и Югом - и мы получим результат.
Наша программа, с которой мы идем на выборы, у Грудинина Павла Николаевича «20 шагов к достойной жизни» каждого - программа предусматривает, прежде всего, такую политику.
Кому именно мы будем нужны в упомянутых регионах? Ну, предположим, Китай Зюганов может считать социалистическим (хотя веские доводы против общеизвестны), но относительно Европы - он совсем не хочет сказать о поддержке коммунистов там?
Мы воссоздали организацию и работаем в сегодняшних условиях. Мне удалось поработать в Совете Европы, и я знаю практику всех ведущих партий в мире. Я знаю великолепно опыт Китая. В данном случае, когда требуется широкое объединение государственно-патриотических сил и опыт создания в нынешних кризисных условиях уникального производства народного типа, приоритет отдали Павлу Николаевичу. Почему? Потому что он успешный, грамотный, современный; он знает мировой опыт и практику, он добился результата вопреки.
Вокруг Москвы кольцо 108 километров. Там не осталось, не уцелело ни одного хозяйства, распродали и растащили. Тут давали по 50 тысяч долларов за сотку - не предали, ни продали, построили, освоили, показали, доказали.
Ей-богу, если ему нужен именно патриотический буржуа и создатель производства - то в первую очередь вспоминается Чалый, который и "Тавриду-Электрик" создал в условиях развала большинства крымской промышленности, и патриотизм проявил как-никак на деле. Но нужным для кандидата от КПРФ качеством - называть себя коммунистом, не будучи таковым, обладает именно Грудинин.
Что за "кольцо 108 километров вокруг Москвы" - непонятно - оба автомобильных кольца вокруг Москвы (малое А107 и большое А108) и Большое кольцо МЖД ближе к Москве. Но если речь идет об А108, то внутри него, находятся, в частности, часть предприятий "Рузского молока" ("
Аннинское",
АПК Космодемьянский и т.д.) - тут я готов сказать Зюганову спасибо за то, что кандидатом от "патриотических сил" не выдвинули небезызвестного своими
своеобразными инициативами Бойко-Великого)
Вопрос стоит в том, как объединить все силы. Так вот мы демократично… Я обратился год назад с посланием ко всем патриотическим силам - левым, правым, национально патриотическим - с просьбой рассмотреть нашу программу «10 шагов к достойной жизни», и назвал 21 кандидатуру. Попросил всех проголосовать. Все проголосовали. И когда я увидел, что Грудинин является консолидирующей фигурой, он объединяет, на него откликнулись и деловые люди, и ученые, и специалисты, и академики, и журналисты, и писатели, и молодежь…
Охотно верю, что Зюганов обращался к правым "патриотическим силам", ибо из многочисленных левых организаций России за пределами КПРФ поддержал Грудинина только Левый фронт.
Мы подготовили вначале «10 шагов к достойной жизни» - моя программа. Мы ее обсуждали на Орловском международном форуме. Участвовала Торгово-промышленная палата. Царствие небесное Примакова - талантливый человек, гениальный. Маслюков. Мы вместе с ними отрабатывали закон о народных предприятиях. Закон работает у Грудинина. У Казанкова в Марий Эл, у Богачева на Ставрополье. На Урале, в Белгородской области. 200 лучших предприятий. Это можно завтра внедрить, и мы будем кормить полмира, а не сами завозить паршивую чужую низкого качества продукцию. Давайте мы решим эту проблему.
Осталось задаться вопросом, представители каких классов представлены в Торгово-промышленной палате? Выдвижение одного Грудинина еще можно было списать на случайность (да - бывает, что находятся и среди буржуазии люди, сочувствующие социализму), но если экономическую программу согласуют исключительно с буржуазией - понятное дело, что она и будет буржуазной.
Я ездил помогал Фиделю Кастро, когда после предательства Горбачева там забурлила ситуация. Он сам вышел на Малекон, выше и возглавил это шествие. Он выступал несколько часов. Я видел, как его слушала вся планета, все депутаты, представители парламентов.
А в чем помощь-то заключалась? Нет ответа.
Далее идет критика экономической политики правительства, сосредоточенная тоже только на недостаточном росте (плюс одно краткое упоминание о недостаточных вложениях в образование и здравоохранение - но о классовом характере политики речи опять нет.
Поэтому мы и обращаемся со своей программой к своим кандидатам, поэтому выезжаем на места. Вот сейчас Грудинин вернулся из Питера. Кировский завод. Я ездил отбивать его от бандитов. Мы его спасли. Это лучшее предприятие Ленинграда. Оно сейчас освоило трактор, который будет конкурентен в мировом плане. Он сел за этот трактор: великолепная машина. Ее надо ставить на конвейер и выпускать в массовом порядке. Она потеснит на мировом рынке и John Deere и Case и так далее.
И
кому же принадлежит Кировский завод, для кого его Зюганов "отбил"? Сыну покойного директора перестроечных времен, его родне и оффшорным компаниям (возможно, также контролируемым им). Даже патриотизм у Геннадия Андреевича куда-то делся...
О.Журавлева
― Почти. Скажите, пожалуйста, Геннадий Андреевич по текущим темам. Потому что я все-таки не могу понять: вас в целом теперешняя политика не устраивает или устраивает в целом?
Г.Зюганов
― Категорически не устраивает. Финансово-экономическая политика абсолютно. Внешнеполитическая, связанная с безопасностью, с некоторыми ситуациями, с поддержкой… Если бы мы в Сирию вовремя не вмешались, уже бы банда захватила бы от Гималаев до Кипра, и у нас бы полыхала Средняя Азия и Кавказ. У нас уже бы полыхали… Я ходил и говорил, кричал: «Немедленно, иначе будет беда». Когда в Абхазии Саакашвили расстрелял все 50 школ, я сказал, еще мы промедлим 2-3 часа, если возьмет он Рокский тоннель, завтра вспыхнет весь Кавказ. В политике надо уметь принимать решения.
Вот, кстати, Крым показал и доказал. Там 30 тысяч украинских военных было, и ни одна пушка, ни один автомат не выстрелил. Почему? Потому что они увидели, что граждане Крыма хотят мирно решить этот вопрос.
(...)
Крым - это было гениальное решение, которое спасло нас от Косово, спасло от второй Сирии, спасло от трагедии, которая пролыхала по многим странам. Это нас спасло. Это спасло и Украину.
Украину? Спасли? Гм.
У Геннадия Зюганова великолепные руководители: Мельников, Кашин, Афонин, Новиков. Сильная команда: Смолин, Харитонов. Есть те, кто в состоянии решить назревшие проблемы.
По персоналиям: действительно вызывающий уважение Смолин; бесцветные Харитонов, Новиков и Афонин; считавшийся относительно левым, но ничего не сделавший при разгоне Московской организации и использовавший в мэрской кампании 2013 года националистические лозунги Мельников. Кашин - судя по всему, речь идет не о математике Борисе Кашине (с 2016 году не являющемуся даже депутатом), а о сельскохозяйственном деятеле Владимире Кашине, отметившемся, в числе прочего, в подписании антисемитского "письма 5000".