(
начало)
В ходе декабрьских переговоров советская делегация (в которую вошли как представители большевиков и левых эсеров, так и высшие офицеры армии и флота, признавшие Советскую власть, а также по одному представителю от солдат, матросов, рабочих, крестьян и младших офицеров) предложила Центральным державам принять за основу отказ от аннексий и признания права народов на самоопределение, обеспечение автономии национальных меньшинств и отказ от контрибуций.
Формально согласившись с этими принципами, Германия и союзники в ответ на советское предложение вывести войска обеих сторон с захваченных ими территорий противника с дальнейшим проведением об их судьбе потребовали фактически свести "признание" права на самоопределение к простому прикрытию своих хищнических интересов - в качестве органов такого самоопределения Германия указала на марионеточные структуры, созданные ей в Польше и Прибалтике, ранее заявившие о разрыве с Россией и "союзе" с Германией (и, более того, признать это "самоопределение" распространяющимся на неоккупированные части Латвии и Эстонии, якобы желающие "воссоединиться" с уже захваченными Германией территориями.
К концу декабря в переговорах выразила желание участвовать также Центральная рада, где ранее шла борьба между проантантовскими и прогерманскими силами.
После возвращения советской делегации в Петроград 15 (28) декабря советское руководство решило максимально затянуть переговоры, надеясь на революцию в Германии (до которой, увы, оставался почти год).
На втором этапе переговоров советскую делегацию возглавил лично Троцкий, тогда возглавлявший министерство иностранных дел. Предложение перенести переговоры в нейтральный Стокгольм было отклонено Германией, чувствовавшей себя хозяином положения. За время перерыва в переговорах Советское правительство снова обратилось к правительствам стран Антанты принять участие предложение в переговорах и не получило ответа.
5 (18) января на новом этапе переговоров Германия прямо потребовала передать ей оккупированные ей территории, а также выплатить контрибуцию под видом "платы за содержание пленных".
Это привело к острому кризису в большевистской партии и советском правительстве - левые эсеры, входившие в правительство, а также ряд видных деятелей большевистской партии, ставшие известными как "левые коммунисты" (включая Бухарина и Дзержинского, а также участников переговоров Иоффе и Покровского) требовали непринятия условий и продолжения войны (хотя и они считали ее для России безнадежной, надеясь лишь на революцию в Европе), а Троцкий занял промежуточную позицию "ни мира, ни войны"(демобилизация армии и отказ от продолжения военных действий без заключения мирного договора).
Напротив, Ленин как сторонник мира говорил о важности начать социалистическое строительство в России даже ценой позорного мира, не дожидаясь революции в странах Запада.
В итоге в ЦК РСДРП(б) было принято предложение Троцкого, которого поддержали "левые коммунисты".
Тем временем после наступления советских войск и Январского восстания в Киеве (которое было подавлено лишь ценой снятия войск с фронта, и в итоге менее чем через неделю неделю после его подавления советские войска вошли в Киев) УНР, провозгласившая независимость, лишилась большей части своих территорий и обратилась к Германии за "помощью", означавшей превращение ее в марионеточное правительство при германском оккупационном режиме. 27 января (9 февраля) соглашение между УНР и Центральными державами было заключено, что активизировало "ястребов" на немецкой стороне, которых поддержал сам Вильгельм II.
Сославшись на якобы перехваченное обращение Троцкого с призывом к восстанию, немецкое правительство потребовало от советского немедленно принять ультиматум с требованием отдать Германии территории до линии Нарва-Псков-Двинск (ныне Даугавпилс).
В нарушение указаний Ленина 28 января (10 февраля) принять ультиматум Троцкий отозвал делегацию с переговоров, а занявший схожую позицию Крыленко объявил о демобилизации армии
Это оказалась одной из тех ошибок, которые по последствиям хуже преступления - аппетиты германских империалистов были только раззадорены, и 16 февраля они объявили о возобновлении боевых действий с 18 февраля (нарушив условия перемирия, предусматривавшего уведомления о его разрыве за неделю).
За несколько дней немцы захватили Двинск, Псков, Нарву и большую часть белоруссии, почти не встретив сопротивления старой армии, на замену которой согласно принятому 21 и опубликованному 22 февраля декрету "Социалистическое отечество в опасности" была создана Красная армия.
При голосовании в ЦК за мир высказалось 7 человек во главе с Лениным при 4 против во главе с Бухариным и 4 воздержавшихся во главе с Троцким.
24 февраля Ленину с большим трудом удалось добиться согласия ВЦИК на принятие немецких условий мира; 3 марта мир был подписан, Затем его одобрил чрезвычайный VI съезд РКП(б) 6-8 марта, а 15 марта ратифицировал IV (Чрезвычайный) Съезд Советов, при этом левые эсеры вышли из правительства (оставшись работать в советских органах власти до восстания 6 июля, также связанного с несогласием по вопросу о мире).
Россия по условиям мира отказывалась от прав на Прибалтику, Финляндию (независимость которой уже была признана), Украину, Белоруссию, Карсскую и Батумскую области Закавказья, а также выводила германских подданных и организация из-под действия декретов о национализации и признавал довоенный долг России перед Германией и выплачивала контрибуцию.
О последствиях и ликвидации Брестского мира (вопреки существующей мифологии, территориальные потери России по итогам Гражданской войны с этим миром не связаны - за потерянные Прибалтику, Волынь и Западную Белоруссию борьба продолжалась до 1920 года, тогда как независимость Финляндии была признана до Брестского мира, а большинство остальных отторгнутых территорий вернулись в состав России или других советских республик, в 1922 г. образовавших СССР) - следующий и завершающий мини-серию пост.