https://varlamov.ru/2555018.html Варламов среагировал в день рождения Дзержинского (11 сентября) на установку памятников ему, а заодно выдвинул свою положительную программу - до боли знакомую интересующимся делами других стран бывшего СССР.
Сегодня 140 лет со дня рождения Феликса Дзержинского, одного из самых популярных красных палачей. Казалось бы, с 1991 года прошло совсем немного времени, но Железному Феликсу вновь ставят памятники и бюсты по всей стране.
Различные точки зрения на советский период истории существовали и непосредственно после 1991 г. Вообще забавно, когда люди, именующие себя демократами, рассматривают 1991 г. как (несостоявшийся) полный триумф, как будто противники этого события должны были бы немедленно исчезнуть (должна ли была точка зрения противников Путина исчезнуть после 2000 г.?).
Обычно увековечить мясника предлагает какой-нибудь ветеран спецслужб, и горсовет с лёгким сердцем идёт ему навстречу, не обращая внимания на робкое противодействие потомков репрессированных.
Противодействуют именно потомки репрессированных ВЧК при Дзержинском или просто идейные антикоммунисты? Варламов,
утверждающий, что "нет ничего страшного в том, чтобы в Питере, где до сих пор прекрасно себя чувствуют сотни артефактов коммунистической эпохи, появился объект в память о белогвардейском офицере [Колчаке]", мог бы симметрично спросить и потомков убитых колчаковцами (а потомки жителей Сибири времен ГВ "подвиги" колчаковцев помнят и сейчас).
Сам Варламов свое охарактеризовал отношение к Колчаку как
нейтральное - приказы о массовом истреблении населения восставших деревень теперь не делают человека палачом, гнев только для красных предназначен?
Памятники Дзержинскому уже торжественно открыли в Кирове и в Курске. В Москве ветераны-чекисты принесли цветочки в "Музеон", в Новосибирске коммунисты провели митинг, рассказывая о подвигах своего кумира, а Магадан подарил Железному Феликсу мемориальную доску.
К Кремлю коммунисты сегодня тоже приходили.
(…)
Люди явно гордились тем, что почтили память убийцы.
К государственным органам Варламов как гражданин может иметь свои требования, но какие вопросы у него к коммунистам? Было бы странно, если бы коммунисты (с поправкой на то, являются ли коммунистами на деле запечатленные на фото люди) не чтили память одного из создателей Советской власти.
Или же Варламов подталкивает к запрету свободы собраний для коммунистов? Очень демократично.
Кажется, самое время напомнить о том, кто такой Феликс Дзержинский.
Да, было бы неплохо.
Несмотря на то, что сам Феликс происходил из польских дворян и в детстве мечтал стать ксёндзом, то есть католическим священником, он превратился в одного из самых известных революционеров.
На рубеже веков Дзержинский принадлежал к социал-демократам, вёл пропаганду среди рабочих и устраивал бунты в Польше и Литве. Как и большинство революционеров того времени, несколько раз был арестован, сидел в тюрьмах, сбегал оттуда. Быстро сблизился с РСДРП, но в 1914-м году попал на каторгу в Орёл.
Он был освобождён только после Февральской революции 1917 года, но зато сделал стремительную карьеру. Дзержинский оказался в составе ЦК РСДРП и стал одним из тех, кто принял решение о вооружённом захвате власти в стране.
Исключительно правильная биография. Спасибо за напоминание, г-н Варламов.
Спустя месяц после Октябрьской революции Дзержинский по поручению СНК организовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Его методы были широко известны. (…)Дзержинский с его любовью к человечеству быстро превратился в орудие "красного террора". Уже в начале 1918 года он в соответствии с декретом СНК "Социалистическое отечество в опасности!" получил право расстреливать всех, кого можно было причислить к контрреволюционерам, вражеским агентам, шпионам и даже спекулянтам или хулиганам. И это несмотря на то, что смертная казнь была отменена в России 26 октября 1917 года. Именно Дзержинский стал организатором красного террора в Крыму в 1920-1921 годах.
Непосредственно в Крыму красный террор организовали Кун и Землячка, но какие странные умолчания насчет того, что происходило в стране в промежутке между отменой смертной казни 26 октября 1917 г. и красным террором в Крыму?
Декрет «Социалистическое отечество в опасности!» был издан тогда, когда Петрограду грозило взятие войсками кайзеровской Германии; спекулянты в той обстановке - это те, кто наживается на голоде и мешает выстроить государственную систему распределения (весьма скудных) продовольственных запасов, а хулиганы упомянуты сразу после «громил», так что речь - в тяжелейшей военной обстановке, напоминаю - отнюдь не о ругавшихся матом на улице.
Но массового террора этот декрет, касавшийся именно военной обстановки (закончившейся после подписания Брестского мира, когда военна угроза Петрограду отпала), не породил (несколько десятков человек были за преступления застрелены на месте) - с осени 1917 по лето 1918 г. явные враги советской власти отпускались под честное слово не заниматься политической деятельностью (в числе таких была и такая зловещая фигура, как генерал Краснов). Массовый красный террор начался после полномасштабного развертывания гражданской войны и белого террора (о масштабах которого см., например,
здесь).
По разным оценкам, за годы красного террора было расстреляно от 50 тыс. до 1,76 млн (версия генерала Деникина) человек...
По данным историка
Мозохина, 50 тысяч расстрелянных по решениям органов ВЧК в годы Гражданской войны (включая уголовных преступников) - это оценка сверху. Крайне антисоветский Роберт Конквест называл цифру в 140 тысяч - ну а фантазии деникинской комиссии не нашли подтверждения ни у кого из более поздних исследователей (напомню, что захоронения жертв ежовщины, которых было около 700 тысяч, были найдены и породили немало политических споров - см. пример минских Куропат, где одна из сторон спора пыталась списать жертвы на немцев, а другая - многократно преувеличить число жертв путем некорректной экстраполяции). Если бы число жертв ВЧК времен Гражданской войны было бы сопоставимо, то и аналогичные Коммунарке или Куропатам места давно были бы обнаружены.
Разумеется, красный террор к деятельности ВЧК не сводится - но какую ответственность Дзержинский несет, например, за осуждавшуюся им деятельность организовавшего террор после взятия Киева армейского командующего левого эсера (впоследствии мятежника) Муравьева?
Человеколюбие Дзержинского проявлялось и раньше, например, когда в 1918 году он в служебном кабинете застрелил из револьвера революционного матроса, нагрубившего ему.
У этой гуляющей по сети истории не удалось найти никакого первоисточника, кроме
статьи ныне покойного отставного полковника милиции и публициста Эдуарда Хлысталова, полной прямо-таки фантастических перлов (отец Дзержинского, польский дворянин, у Хлысталова почему-то оказывается евреем; «при царском режиме к каторге приговаривались только убийцы»; в числе «расстрелянных, умерших от голода, замученных, зарезанных, удушенных ученых и писателей» со ссылкой на некоего бежавшего из России чекиста Беляева оказываются сплошь люди, умершие естественной смертью, в том числе на территориях, красными не контролировавшимися, как Леонид Андреев и Михаил Туган-Барановский, а также близкий к большевикам К.А.Тимирязев; убийство Мирбаха, приведшее к крупномасштабным столкновениям между большевиками и левыми эсерами, объявлено организованным самим Дзержинским, якобы свалившего на левых эсеров ответственность и т.д.).
Стоит отметить, что Дзержинский был не только красным палачом. Он возглавлял Наркомат путей сообщения, был председателем Высшего совета народного хозяйства СССР, вёл борьбу с беспризорностью.
Так что - «спасибо» за послевоенное восстановление экономики и железных дорог не будет?
И, наконец, программа действий по отношению к современности:
Большой ошибкой в 90-е стало то, что демократы не додавили с декоммунизацией. Сегодня это уже больная тема, и вряд ли получится что-то сделать в этом направлении в ближайшее время.
Влияние даже сомнительной в плане коммунистичности КПРФ сейчас намного ниже, чем в 1990-е, но Варламов (и не он один) называет вопрос «больным» - видимо, в том плане, что его не устраивает в принципе то, что коммунисты в России действуют легально?
«Не додавили» новые власти в 1990-е с «декоммунизацией» именно потому, что натолкнулись на противодействие, а установить открытую диктатуру, запретив крупнейшую оппозиционную партию (к тому же весьма полезную им своей двойственно-соглашательской позицией - запрет КПРФ привел бы к усилению готовых действовать нелегально более радикальных партий), не решились.
Из всех 90-х годов, более стабильное большинство в парламенте у антикоммунистических сил было только в 1993-95 гг. - считает ли Варламов необходимой в эти годы еще более явный уклон в сторону президентского правления?
Если же вспомнить, кто мог «додавить с декоммунизацией», то в голову приходит прежде всего план действий, предлагавшийся в 1996 г начальником Службы безопасности президента Коржаковым - этот деятель, выросший от личного охранника при тогда еще секретаре Московского горкома КПСС Ельцине до одного из влиятельнейших политиков страны.
Именно Коржаков во время предвыборной кампании 1996 г.
предлагал Ельцину запретить КПРФ, отменить выборы и распустить Госдуму (на что президент даже по конституции 1993 г. имел право только в случае троекратного неутверждения кандидатуры премьера - таким образом, предлагался новый государственный переворот).
Президентская диктатура при фактическом главенстве главы личной охраны президента (ранее работавшего, естественно, в КГБ) - это тот самый нереализованный демократический идеал 1990-х?
До сих пор в Мавзолее лежит труп Ленина, до сих пор улицы и города носят имена красных палачей. Возрождение России начнётся с похорон Ленина. Возрождение России начнётся с демонтажа всех памятников Ленину. Возрождение России начнётся с возвращения исторических названий русским городам, улицам, районам.
Судя по всеобщности утверждений, Варламов ведет речь не о демократических решениях местных референдумов или местных органов власти (ибо тогда ему придется натолкнуться на то, что полной реализация его программы не будет), а о навязывании топонимики сверху - как это было на Украине, и даже там вызвало сопротивление, вроде решений Харьковского горсовета переименовать Дзержинский район … в Дзержинский в честь брата основателя ВЧК, Владислава Эдмундовича, работавшего врачом в Харькове.
Ну и да: полная декоммунизации топонимики проведена в бывшем СССР проведена в столь «вдохновляющих» примерах, как среднеазиатские диктатуры, апартеидные режимы Латвии и Эстонии, не многим менее националистическая Литва, и разумеется - самый близкий и понятный пример, Украина после Майдана.
Ленин, Сталин, Киров, Дзержинский, Калинин и другие истребили миллионы людей. Пока их действиям не дадут адекватную оценку, ничего не будет. Своими кровавыми костлявыми руками они тянут Россию назад, в тёмное прошлое. С ними за компанию можно отправить в ад и Ивана Грозного. Лучшие скульптурные образцы достаточно переместить в краеведческие музеи, благо они есть почти в каждом городе, а остальные переработать в стройматериалы. Пока у нас будут устраивать культ личности каждого палача, оказавшегося у власти, никаких перемен к лучшему в России не произойдёт.
Декоммунизация!
Где перемен к лучшему наблюдается больше - в Китае (где, конечно, социализма давно нет, но памятники и улицы в честь Мао никто не убирает), или на Украине?!
Сам Варламов действительно считает, что навсегда и в общеобязательном порядке заклеймить его политических оппонентов - это демократическая программа, и что без этого перемены к лучшему невозможны?
Так уж совпало, что 11 сентября, когда был написан его пост - это годовщина не только рождения Феликса Дзержинского, но и государственного переворота 1973 г. в Чили.
Я не утверждаю, что Варламов докатился уже до прямой апологии пиночетовских мер, но что-то мне подсказывает, что Пиночет такую программу «декоммунизации» горячо одобрил бы.