Субботний ликбез-89: марксистские партизанские движения, ч.1: Центральная Америка

Mar 27, 2017 02:54

В этой серии постов речь пойдет о марксистких партизанских движениях (преимущественно второй половины XX века) различных регионов мира, и в первом посте речь пойдет о Центральной Америке.

Страны этого региона (кроме большой и политически своеобразной - до 1980-х годов существовавший там режим был относительно независим от США, а также поддерживал большой государственный сектор в экономике и немалую роль профсоюзов - Мексики, Белиза, до 1981 г. бывшего британской колонией, и Панамы, после отделения от Колумбии бывшей фактическим протекторатом США до прихода к власти близкого к социал-демократам генерала Омара Торрихоса в 1969 г.) связаны общей историей как бывшие Соединенные провинции Центральной Америки (1823-1840 гг., впоследствии было несколько попыток воссоединения) и являются бедными странами даже по меркам Латинской Америки. Несколько особняком от Гондураса, Гватемалы, Сальвадора и Никарагуа стоит также относительно более развитая Коста-Рика, после гражданской войны 1948-49 гг. развивающаяся довольно спокойно.

Именно эти страны породили известный мем "банановая республика", и влияние американской United Fruit Company там было действительно огромным. Пытавшиеся провести хоть какие-то реформы президенты чередовались с открыто марионеточными правителями - в Никарагуа это привело к войне 1927-34 гг., в результате которой командир повстанцев Аугусто Сандино добился вывода американских войск, но был убит командующим Национальной гвардией (созданной американцами структурой, сочетавшей функции армии и полиции) Анастасио Сомосой-старшим. Сомоса и стал фактическим диктатором страны, после его убийства в 1956 г. власть перешла сначала к старшему сыну Луису Сомосе, а потом к младшему - Анастасио Сомосе-младшему.

Диктаторское и коррумпированное правление "национальных либералов" Сомоса привело к массовому недовольству режимом - основой легальной оппозиции была консервативная партия, формально представлявшая коммунистическое движение Никарагуанская социалистическая партия выступила против вооруженной борьбы, в то время как опирающиеся на кубинский опыт борцы за свержение диктатуры во главе с Карлосом Фонсекой в 1961 г. создали Фронт национального освобождения, вскоре ставший Сандинистским фронтом национального освобождения СФНО.

Партизанская война в Никарагуа продолжалась почти два десятилетия, после гибели Фонсеки в 1976 г. раскололся на три фракции ("продолжительная народная война" - сторонники упора на боевые действия в сельской местности, "пролетарская фракция" - сторонник опоры на городской рабочий класс и промежуточную "терсеристскую" фракцию - в 1979 г., перед свержением режима, им удалось договориться об объединении).

В 1980-е сандинисты стали единственным левым режимом в континентальной Латинской Америке, на том этапе сумев избежать раскола по старым линиям противоречия и выиграв многопартийные выборы 1984 г. - но у власти в США тогда находилась ястреб Рейган, и противники никарагуанского правительства получили всестороннюю американскую помощь и возможность атаковать страну как с севера (из Гондураса), так и с юга (из Коста-Рики). Гражданская война нанесла стране тяжелый ущерб, и в результате на выборах 1990 г., когда СССР уже находился на грани распада, а Куба поглощена своими проблемами, выступавшая под лозунгом установления мира легальная оппозиция выиграла выборы.

После поражения часть известных деятелей СФНО откололась в Движение сандинистского обновления, и обе партии заметно сдвинулись вправо. И в 1980-е сандинисты признали и продолжили выплачивать долги старого режима и сохранили смешанную экономику - после их возвращения к власти в 2006 г. социалистическую составляющую в их политике увидеть вообще трудно.

В соседнем Гондурасе левые так и не смогли создать повстанческую армию, противостоящую правым Национальной и Либеральной партиям, а также военным - зато США использовали страну как базу для никарагуанских "контрас" в 1980-е.

К западу от Гондураса, в Сальвадоре, гражданская война стала разгораться при правом президенте Карлосе Умберто Ромеро (1977-79 гг.); в 1979 г. его свергла военно-гражданская хунта, в составе которой был как правый генерал Гутьеррес, так и более левый, но так и не решившийся выступить против коллег по правительству Адольфо Махано; в 1980 г. главой хунты стал гражданский политик Хосе Наполеон Дуарте, ранее представитель умеренно-либеральной оппозиции, но фактически обстановку в стране контролировали уже радикально правые.

Левые в этих условиях объединились в Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ; по имени коммуниста - руководителя крестьянского восстания 1932 г.).

В состав ФНОФМ вошли (в первые годы сохранив организационную самостоятельность) Народные силы освобождения имени Фарабундо Марти (выступающий за вооруженную борьбу откол от Компартии Сальвадора), идеологически разнородная Революционная партия Сальвадора, отколовшееся от нее Национальное сопротивление, Коммунистическая партия Сальвадора и Революционная партия трудящихся Центральной Америки (их военные формирования - соответственно Народно-освободительная армия, Революционная армия народа, Вооруженные силы национального сопротивления, Вооруженные силы освобождения и Революционная армия трудящихся Центральной Америки).

Тем временем в 1982 г. в обстановке правого террора, запугивания и бойкота со стороны левых партий прошли выборы в учредительное собрание Сальвадора, которое должно было избрать нового президента. Главой государства чуть было не стал крайне правый военный, лидер Национального республиканского альянса (АРЕНА) Роберто Д'Обюссон - но этот деятель оказался слишком одиозным даже для США, и под их давлением президентом был избран беспартийный банкир Маганья.

В 1984 г. прошли прямые президентские выборы и президентом вновь стал обещавший покончить с террором Дуарте, однако армия по-прежнему контролировалась ультраправыми (в итоге война стоила шестимиллионному населению Сальвадора 75 тысяч жизней, и большинство погибших - нонкомбатанты); в 1989 г. президентом стал представитель АРЕНА Альфредо Кристиани.

ФНОФМ тем временем не избежали и внутренних проблем - в 1983 г. в Никарагуа была убита одна из лидеров организации Мелида Монтес, в причастности был ложно обвинен лидер Народных сил освобождения Сальвадор Кайетано Карпио, покончивший с собой. Фактическим лидером ФНОФМ после это стал представитель Революционной армии народа Хоакин Вильялобос. В 1990-е годы, после мирного договора, Вильялобос перешел в правый лагерь, и искренность его поведения в 1980-е годы также под вопросом. В свою очередь, его вытеснил на второстепенные позиции лидер Компартии Шафик Хандаль.

Несмотря на значительную помощь США, уничтожить повстанцев правительственным силам не удалось - в 1991 г. был подписан мирный договор, по которому ФНОФМ стал легальной партией - впрочем, как и СФНО, он заметно сдвинулся вправо еще до избрания в 2009 г президентом его представителя Маурисио Фунеса (в 2014 г. его сменил однопартиец Сальвадор Санчес Серен).

В самой северной из бывших Соединенных провинций, Гватемале, в 1951-54 гг. у власти находился проведший ряд прогрессивных преобразований (в том числе позволивший легализоваться местным коммунистам - Гватемальской партии труда) президент Хакобо Арбенс. В результате США и United Fruit Company организовали против него государственный переворот, и в стране восторжествовала реакция.

ГПТ начала повстанческую борьбу в 1960 г., позже возникло еще несколько повстанческих групп. С противоположной стороны, кроме сменявших друг друга правых президентов, выходцев из армии, выдвинулась еще более мрачная фигура - генерал Эфраим Риос Монтт начальник генерального штаба в 1973-74 гг. (в 1974 г. участвовал в президентских выборах, проиграл и был отправлен послом в Испанию).

Переход в протестантизм (пятидесятничество) позволил ему наладить связи с американскими правыми (включая Джерри Фалуэлла, близкого соратника Рейгана), а в сельской местности его опорой стали созданные президентом Фернандо Лукасом Гарсией "патрули гражданской самообороны" - формирования парамилитарес. В 1982 г. Риос Монтт сверг самого Лукаса Гарсию, и за свое короткое правление довел численность патрульных почти до миллиона - каждый десятый житель страны.

Защищая богатых землевладельцев, патрулные частично смогли расширить и свои участки земли, зато противники режима массово вырезались.

В 1983 г. Риос Монтт стал излишне одиозной фигурой даже для правых, и его свергли - но гражданская война (самая кровопролитная в регионе - погибло 200 тысяч человек, преимущественно гражданских) продолжалась до 1996 г., легализовавшееся после войны Гватемальское национальное революционное единство так и не стало значимой политической силой, сам Риос Монтт в 2000-2004 г. возглавлял парламент, до 2012 года оставался депутатом; в 2013 г Верховный суд отменил приговор ему под давлением правых активистов, и за исключением короткого периода правления левоцентристов в 2008-2012 г. (президент Колом), Гватемала остается оплотом правых сил - с ветеранами патрулей связана и партия нынешнего президента Джимми Моралеса.
Previous post Next post
Up