Говоря о развитии марксистского движения, нельзя не начать с первой международной организации, созданной марксистами (хотя не только ими) - Международном товариществе рабочих, более известном как Первый Интернационал.
С одной стороны, этот Интернационал, созданный в 1864 г., знаменовал собой самое "детство" движения - в течение всей его истории значительную часть его членов составляли представители утопических домарксистских течений, до современности как таковых не доживших (прудонисты и бланкисты), и отдалившиеся от "авторитариев" анархисты (Бакунин) и реформисты (представители британских профсоюзов). Также Первый Интернационал показал принципиальную слабость интернационального политического объединения, не опиравшиеся на массовые национальные партии - в Германии созданный Лассалем Всеобщий германский рабочий союз не стал частью интернационала, а марксисты-"эйзенахцы" делали первые шаги (объединение эйзенахцев и лассальянцев в СДПГ, которая станет модельной для Второго интернационала, произошло вскоре поле распада Первого). Организации в других стран были также ненамного сильнее.
С другой стороны - представляя изначально меньшинство членов Интернационала, Маркс стал автором его
Учредительного манифеста, и в дальнейшем марксистам удавалось более или менее проводить свою линию (проведя Интернационал через такие испытания, как франко-прусская война и репрессии после подавления Парижской коммуны).
Главной же помехой стали не представители отживающих течений (хотя на первых двух конгрессах в 1866 и 1867 гг. марксистам противостояли в основном прудонисты) и даже не британские реформисты, а сторонники Бакунина.
Отрицательную роль анархизм (в большей степени, правда, прудонистского, а не бакунистского толка)
сыграл уже в падении Парижской коммуны, однако после Парижа анархисты угробили и международную организацию рабочего класса в и так нелегкое для нее время - после подавления Парижской коммуны репрессии против социалистов усилились по всей Европе.
В "лучших" традициях "антиавторитариев", для противодействия "авторитарным" тенденциям марксистов, Бакунин и его приверженцы
создали Альянс социалистической демократии - крайне централизованную и законспирированную организацию, с трехступенчатым членством, в которой рядовые члены были обязаны повиноваться "национальным братьям", а те - "интернациональным братьям", т.е. никому не подотчетному руководству. Вдобавок Бакунин принял за чистую монету (или сделал вид, что принял за чистую монету) рассказы авантюриста Нечаева о созданной им в России огромной организации (в свою очередь Нечаев дурачил не только Бакунина и Герцена, но и членов своего немногочисленного кружка в России, и занимался совсем уже неприкрытым провокаторством, рассылая из Женевы в Россию непричастным к революционной деятельности людям письма в конвертах со штампом «Тайный революционный комитет»).
Вопреки рассказам современных "либертарных марксистов", пытающихся примирить марксизм с анархизмом (возложив вину за расхождение между ними на "сталинистов" и/или большевиков), именно эти события и стали последней каплей, после которой существовавшее ранее, несмотря на теоретические разногласия, сотрудничество марксистов и анархистов полностью прекратилось.
Окончательны раскол произошел в 1872 г., при этом анархисты сохранили большее влияние, чем марксисты, в романоязычных странах (в особенности в Испании), где распространение марксизма крайне замедлилось.
Руководящий орган Интернационала - Генеральный совет - после этого был перенесен из Лондона в Нью-Йорк, подальше от преследований в Европе, а в 1876 г. I Интернационал был официально распущен. II Интернационал был создан 3 годами позже, и представлял собой уже объединение национальных партий, крупнейшая из которых - СДПГ - стала образцов для всех марксистских партий на несколько десятилетий.