Субботний/воскресный ликбез-70: от старой армии к Красной

Feb 22, 2016 01:56

События, связанные с разложением дореволюционной русской армии и созданием Красной, часто толкуются превратно, вплоть до приписывания Ленину намерения "сдать Россию немцам".

Безусловно, большевики выступали за поражение всех правительств в Первой мировой войне (в отношении формально «революционного» Временного правительства это объяснялось не только его буржуазным характером, но и подтверждением Временным правительством всех обязательств царских времен перед Антантой, в том числе и тайных договоров о территориальных переделах) и переход от войны между империалистическими блоками к войнам рабочего класса против его угнетателей - однако остаться без военной силы в их планы не входило.
Остатки старой армии, с одной стороны, во многих случаях поддержали большевиков (велика роль солдат в утверждении Советской власти в Москве), с другой же - от не нужной народу войны солдаты начали массово бежать с весны 1917 г. - такой ярый противник большевиков, как белый генерал (впоследствии коллаборационист) Головин, оценил количество дезертировавших после Февральской революции в 2 миллиона человек и описал массовое дезертирство как «стихийно начавшуюся демобилизацию».
26 октября (8 ноября) 1917 г., на следующий день после Октябрьской революции, Второй Съезд советов принял Декрет о мире, в котором предложил «всем воюющим народам и их правительствам» немедленно заключить перемирие и начать открытые переговоры о мире без аннексий и контрибуций, кроме того, в декрете было объявлено о выходе России из всех тайных договоров, заключенных Временным правительством или подтвержденных им.
Вскоре за неподчинение советскому правительству верховный главнокомандующий генерал Духонин был смещен (при аресте убит солдатами, несмотря на то, что назначенный ему на смену большевик Крыленко пытался спасти его от расправы). 16 (29) декабря были отменены воинские звания и введена выборность командиров.
Тогда как страны Антанты проигнорировали предложение начать мирные переговоры, Германия и ее союзники согласились заключить перемирие с 24 ноября (7 декабря) и начать переговоры о мире. Формально приняв предложение заключить мир без аннексий, они в ходе переговоров заявили, что понимают под этим сохранение созданных Германией на оккупированных территориях Польши, Литвы и части Латвии марионеточных режимов и «воссоединение» с этими режимами и неоккупированных территорий этих народов (вскоре прогерманскую позицию заняла и украинская Центральная рада)
В условиях распада старой армии Ленин настаивал на принятии германских предложений о мире, однако против него выступили так называемые «левые коммунисты» (первое употребление этого слова - промежуточное между марксизмом и анархизмом течение оно стало обозначать позже), требовавшие возобновить войну из «интернационалистских» соображений, несмотря на неминуемость поражения.
Тогда же (15 января 1918 г.) был принят Декрет о создании Рабоче-крестьянской красной армии: - таким образом, формально она была создана до немецкого наступления и 23 февраля 1918 г.
Несмотря на резкое выступление Ленина против них, вначале «левых коммунистов» поддержало большинство партии, входившие тогда в правительство левые эсеры резко выступили против мира, а занимавший посты наркома иностранных дел и главы делегации на мирных переговорах Троцкий выступил с позицией «ни мира, ни войны» - уйти с переговоров, но не возобновлять боевых действий.
В результате голосования в ЦК (где позиции «левых коммунистов» сами по себе были слабы) эта позиция и победила ленинскую. Троцкий вернулся на переговоры в качестве главы делегации и отклонил немецкий ультиматум - в ответ 16 февраля немцы заявили о прекращении перемирия с 18 февраля (нарушив условия перемирия, которые предусматривали уведомление о его прекращении за неделю).
Старая армия после этого показала свой полный развал; 21 февраля, когда угроза падения нависла уже над Петроградом, был опубликован декрет Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности», призывавший к отпору немцам. 22 февраля 1918 Германия выдвинула новый ультиматум с еще более тяжелыми условиями - цена ошибки «левых коммунистов» и Троцкого оказалась слишком высокой, что они и были вынуждены признать - 22 февраля 1918 г. Троцкий ушел с поста главы НКИД, 23 февраля ЦК партии принял ультиматум 7 голосам «за» при 4 «против» и 4 «воздержавшихся».
24 февраля мирный договор был ратифицирован высшим постоянным государственным органом - ВЦИК, 8 марта - VII съездом РКП(б) (на котором партия стала именоваться коммунистической), 16 марта - IV Съездом Советов.
Самой же Красной армии пришлось проходить трудный путь становления, на котором основными вехами могут быть названы восстановление назначения командиров в апреле и обязательного призыва в мае 1918 г.
От старой армии Красной достались флот (Черноморский был потерян в результате Брестского мира, Балтийский же был выведен из Финляндии Прибалтики в Кронштадт и Петроград), многие центральные органы военного управления (например, Главное артиллерийское управление) и латышские стрелковые полки -командир одного из них полковник Вацетис стал главнокомандующим РККА, белогвардейцы же и их современные последователи отплатили за это латышам объявлением их «наемниками», хотя они были такими же подданными «единой и неделимой», как русские, а гражданская война в самой Латвии завершилась только в январе 1920 г.

субботний ликбез, Гражданская война, Революция

Previous post Next post
Up