Субботний ликбез-50: политические взгляды Че Гевары

Jun 22, 2015 00:11

По той причине, что позднесоветская пропаганда (больше стремившаяся к "разрядке", чем к радикальным переменам) Че упоминала относительно редко, а его гибель произошла незадолго до расцвета "новых левых" в Европе (которым ему было что сказать нелицеприятного - но он уже не мог, а им герой был нужен), у нас его многие представляют не то "новым левым", не то троцкистом.

Этому способствуют и неприкрытые передерги троцкистских и "новолевых" властителей дум, приписывающих ему свои взгляды в духе чтения в мозгах, в духе:

Если верить предварительным публикациям, «грехопадением» советского марксизма Че считал тот момент, когда под экономическую необходимость - НЭП - была подведена «марксистская» база, то есть вынужденная мера получила статус «теоретической добродетели». С этого момента, по Че, теоретическое развитие марксизма в СССР пошло «в никуда», а вооруженная теорией, ведущей в тупик, и сама страна была обречена на движение в тупиковом направлении. Видимо, это надо понимать как отрицание Че доктрины построения социализма в одной отдельно взятой стране, впервые предложенной Бухариным и затем подробно разработанной Сталиным [критику неонэповских взглядов части советских экономистов, которых критиковал и Сталин в "Экономических проблемах социализма в СССР", и которые резко активизировались при Хрущеве, автор выдает за критику теории построения социализма в отдельно взятой стране, которую сам Че называл продолжением ленинских взглядов слабого звена - О.С.].
(...) Судя по опубликованной теоретической работе Че «Социализм и личность на Кубе» (1964)[19], Че оказался перед выбором: либо заявить, как наши советские «реформаторы» эпохи Горбачева, что классики ошибались и социализм - вовсе не бестоварное, бесклассовое и безгосударственное общественное устройство, либо признать правоту классиков - и, судя по работе, Че склонялся ко второму. Но это означало, что Че со временем неизбежно должен был прийти к выводу, что «реальный социализм» - вовсе не социализм.
http://scepsis.net/library/id_539.html (маркузианец Тарасов)

или

С самого начала сознательной политической жизни Че Гевара находился большей частью именно в среде «друзей СССР», что не могло не наложить отпечаток на его мировоззрение. Тем не менее, известно, что Че называл Троцкого в числе тех мыслителей, которые требуют«особо глубокого, больше чем кто-либо, анализа». Книги Троцкого были обнаружены посмертно в «боливийском рюкзаке» Че Гевары. Но, главное на наш взгляд то, что, считаясь формальным противникам «троцкизма», Че на собственном опыте пришел к закономерному выводу: мировой империализм будет опрокинут только в ходе мировой социалистической революции, которая, сохранит свой потенциал только при непрерывном расширении своего базиса. Напротив, непрерывная практика геополитических компромиссов с империализмом за счет революционного движения может означать нечто противоположное социализму.
http://levoradikal.ru/archives/13482 (троцкист Марк Васильев)

Таким образом, у указанных граждан Че предстает кем-то вроде мольеровского героя, случайно узнавшего о том, что всю жизнь говорит прозой - их несознательным единомышленником, который лишь по случайным причинам не заявил громко о своих антисталинских взглядах.

Однако, вопреки словам Васильева, в течение своего идейного формирования и политической деятельности Че не мог не сталкиваться с троцкистам - Боливия (в которйо он побывал впервые вскоре после буржуазной революции 1952 года) была одной из стран, где троцкистское движение в 1950-70-е было массовым и контролировало значительную часть профсоюзов; в Аргентине и на Кубе троцкисты также были представлены относительно массовыми группами. И, тем не менее, действительно имевшему разногласия с руководством просоветской (но просоветские просоветским рознь) Компартии Аргентины Че ни в одну из троцкистских групп не записался.

Ну а ставит точку в вопросе о его симпатиях в вечном споре между сталинистами и троцкистами его письмо декабря 1965 г. (менее, чем за 2 года до гибели) к видному кубинскому революционеру Армандо Харту, известному своими троцкистскими симпатиями - среди авторов, которых Че предлагал издать на Кубе, фигурировали "Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин" как классики марксизма и "твой друг" (дословно - по смыслу скорее "этот ваш") Троцкий среди видных ревизионистских авторов, среди которых он назвал также Хрущева. Никого из тарасовских любимцев вроде Фромма и Маркузе Че не назвал вообще - даже наряду с критикуемыми за ревизионизм Каутским и Гильфердингом.

Че Гевара, межкоммунистические разборки, ликбез по субботам, троцкисты

Previous post Next post
Up