Как известно, после Октябрьской революции представители ряда социальных групп были ограничены в правах (прежде всего - избирательных). Конституция РСФСР 1918 г. (ст. 65) установила, что избирательного права (как активного, так и пассивного) не имеют:
"а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором."
Те же категории были лишены избирательных прав и согласно конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г.
Избирательные права для этих категорий восстанавливались не автоматически, а "при условии, если эти лица в настоящее время занимаются производительным и общественно-полезным трудом и доказали лояльность по отношению к Советской власти"
Итак, вопреки мифу, приписывающего поражение в правах всем дворянам, офицерам и т.д., в действительности поражались в правах за происхождение только члены царствующего дома (которые в скором времени бежали из страны или были убиты), за дореволюционную деятельность - полицейские и жандармы (что с учетом репутации царских полиции и жандармерии неудивительно), а за текущую деятельность - священнослужители (пораженные в правах не только в СССР, но и в ряде других страна, где государство находилось в жестком противостоянии с религиозными учреждениями - например, в Мексике тех же времен) и буржуа.
Те же лица (в просторечии - "лишенцы") были лишены и многих других прав - от вступления в профсоюз до военной службы (в 1920-е годы они вместо нее платили военный налог, с 1930-е годы призывались в "тыловое ополчение" - предшественник стройбатов). Численность их в 1926 г., когда была проведена первая перепись населения СССР, составляла менее двух процентов населения (большая часть - буржуа и члены их семей).
Наконец, в 1936 г. в новой конституции СССР лишение избирательных прав было отменено и избирательные права получили все советские граждане.
Громко возмущающиеся наличием этих ограничений обычно "почему-то" не сравнивают их с законодательством Российской империи, где избирательного права в 1907-17 гг. были лишены младшие члены крестьянских семей (право голоса в крестьянской курии имели только домохозяева), всё население Средней Азии и Якутии, работавшие на предприятиях с числом занятых менее 50 рабочие, кочевые народы и т.д.; что же касается до прочих гражданских и социальных прав, то они также были привязаны к сословным, и если в СССР поступление в вузы было затруднено для двух процентов лишенцев (которые могли восстановить свои права, поступив на работу по найму), то в Российской империи доступ даже не к высшему, а к полному среднему (гимназическому - единственному, дававшему право на поступление в университеты) образованию был
закрыт для большинства населения.