Субботний ликбез-5, или Ирландия - социальный аспект

May 31, 2014 15:00


Благодаря СМИ многие думают, что там натурально две ветки христианства убивали друг друга из-за разногласий в вопросе, как правильно боженьку любить - хотя социальный аспект был в конфликтах на острове определяющим.

Итак, тезисно:

1) Захват острова Англией привел к тому, что именно из самой непокорной провинции - Ольстера были массово выселены коренные жители и заменены выходцами в основном из Шотландии - протестантами.
2) с XVII по XIX век католики были лишены в Ирландии политических прав, и до появления ирландской буржуазии верхушку составляли английские землевладельцы (тоже протестанты, но если шотландцы Севера в основном кальвинисты, то английские землевладельцы были англиканами).
3) Тем не менее, значительная часть протестанты считала себя именно ирландцами - восстание 1798 г. возглавляли в основном протестанты, протестантом был и лидер умеренного крыла национально-освободительного движения конца XIX века Парнелл. Этих протестантов республиканцы и сейчас считают героями и ставят в пример протестантам нынешним.
4) По мере роста национально-освободительного движения Британия всё больше опиралась на северных сеттлеров, вставших в оппозицию даже автономии-гомрулю. Республиканцы де никогда на религию упор не делали и готовность предоставить все права протестантскому меньшинству гарантировали (кроме того, протестанты в ирландском революционном движении были и в XX веке, хотя только отдельные личности, а не масса.
5) Северная Ирландия в современном виде - плод изощренного джерримендеринга, к трем графствам с протестантским большинством искусственно добавили три с католическим - так, что получилось небольшое протестантское большинство (в исторической провинции Ольстер, включающей всего 9 графств, протестантского большинства нет). Джерримендерингом же обеспечивались и последующее абсолютное господство протестантов в органах власти Севера в 1920-70-е годы.
6) Экономическая основа конфликта в Северной Ирландии - не только господство британской и местной протестантской буржуазии, но и трудовая дискриминация ирландцев-католиков. Протестантские рабочие Белфаста были частью той самой британской рабочей аристократии, а католикам оставались только низкооплачиваемые неквалифицированные рабочие места.
7) С 1922 по середину 1960-х годов республиканцы действовали в основном на Юге и против властей Юга, рассматривавшимися ими как предатели. И тут социальный аспект был явно на первом месте - их главным противником была консервативная Гэльская лига/Фине Гэл (поддерживавшаяся крупными фермерами и, как раз, церковью) против которой в 1920-30-е вполне социальные лозунги выдвигала даже созданная отказавшимися от вооруженной борьбы республиканцами Фианна Файл, вошедшая в итоге мейнстрим.
8) Тогда как Временные ИРА и ШФ и ИСРП/ИНЛА после раскола перенесли борьбу на загоревшийся Север, Официальная ШФ (ныне Рабочая партия Ирландии) в 1970-80-е стала заметный силой на Юге и до раскола в начале 1990-х (в итоге часть ушла к лейбористам, остальные маргиналищовались) занимала нишу левых социалистов или еврокоммунистов в политике Юга.
9) Ни одна из республиканских политических сила не называет себя католической и не требует привилегий католикам или РКЦ или дискриминации против протестантов и их церквей. Религиозную идентичность в политику там тащит строго другая сторона.

национально-освободительные движения, ликбез, Ирландия

Previous post Next post
Up