"Теория насилия" и ее корни в мелкобуржуазном сознании, или Честные лавочники против жуликов и воров

Jan 16, 2012 16:53

Энгельс, разобрав в «Анти-Дюринге» «теорию насилия» с логической стороны, к большому сожалению, не коснулся социологической - между тем эта теория имеет корни, конечно, не в личной глупости г-на Дюринга, а в материальном положении мелкой буржуазии.

Мелкая буржуазия, с одной стороны, систематически угнетается крупным капиталом, с другой же, это угнетение не таково, как у наемных работников - если вторые сталкиваются с капиталистами непосредственно, как с нанимателями, которые стараются зарплату уменьшить, то с мелкого буржуа налоги и взятки собирают госслужащие, а отобрать собственность пытаются буржуа калибра покрупнее (или также госслужащие, использующие в своих целях служебное положение). Поэтому для мелкого буржуа вполне видеть причиной угнетения не экономическую силу крупных капиталистов и «идеального совокупного капиталиста» - буржуазного государства, а просто «насилие», которое над ним регулярно осуществляется, и экономических корней которого он не видит.

Благонамеренный мелкий буржуа не видит, что господство «шайки лиц, живущих стрижкой купонов» создается отнюдь не чинимыми этой шайкой насилиями, а ее монопольным положением в экономике - существование же монополизма он также приписывает насилию. Мысль о том, что монополистов породила так важная для него конкуренция, ему, конечно же, чужда. Потому со стороны мелкого буржуа естественно предъявить монополистам и их слугам - госчиновникам - в качестве главного обвинения то, что они своим положением, будто бы сама частная собственность возможности для злоупотребления не создает.

Именно потому эксплуататоры для мелкого буржуа - «жулики и воры», которым он противопоставляет свой светлый образ честного лавочника (тем более честного, чем меньше у него средств на наем адвокатов и подкуп чиновников). Увидеть же, что причина существования «жуликов и воров» - та же, что породила и его, а именно частная собственность, было бы для него большим разочарованием.

Тем печальнее, что лозунги о «жуликах и ворах» проникают и на чисто левые митинги и листовки левых организаций. Именно потому, что мошенничество крупной буржуазии и госчиновников в сегодняшней России очевидно всем, мы и должны напоминать, что корни эксплуатации не в этом, и основатель банка нам не менее враждебен, чем его грабитель.

Не приспосабливаться к господствующим в общественном сознании предрассудкам, а разъяснять трудящимся действительное положение дел - такова наша задача.

теория, мелкая буржуазия

Previous post Next post
Up