Ташкентский троллейбус умер умрет в этом году, но дело нравы его живы - в соседней стране:
КС в городе в ужасном состоянии - рабочих стрелок нет, и поэтому приходится переставлять штанги вручную. На кольцах и поворотах КС зачастую настолько плоха, что это равно её отсутствию - троллейбус эти участки проезжает накатом. У водителя в салоне имеется 1-2 помощника (как их назвать - не знаю, кондукторы вроде), которые собирают оплату за проезд и дёргают штанги. Это молодые пацаны, многим из которых нет даже 18 - они очень ловкие и шустрые и способны помогать водителю выполнять разные манёвры:
1) "Разворот"
Выполняется посреди улицы (при отсутствии разворотного кольца!). Троллейбус разгоняется, а кондуктор бежит сзади, одной рукой повисает на лесенке, а другой опускает токоприёмники. Троллейбус накатом разворачивается, после чего токоприёмники ставятся на уже встречную линию. Обычно делается, когда до конечной остаётся пару остановок, а пассажиров нет.
2) "Обгон" (другого троллейбуса)
Более сложный манёвр, но техника та же. Кондуктор висит на лесенке и держит токоприёмники опущенными, а после завершения манёвра ставит их на линию (на ходу). Заходит в троллейбус уже на след. остановке.
Таким же способом выполняются и различные повороты, где контактная сеть отсутствует.
Всё это я наблюдал собственными глазами, причём обгон видел всего 1 раз, а развороты довольно-таки часто. Кстати, когда троллейбус подъезжает к остановке, открывается только средняя дверь, из которой высовывается кондуктор и кричит, зазывая пассажиров. Выходит на улицу. Когда все пассажиры заходят, троллейбус начинает движение, и кондуктор запрыгивает в салон уже на ходу. Если кондукторов два, открывается и задняя дверь, но техника та же. Помимо остановок троллейбус подбирает пассажиров в любой точке маршрута.
Стоимость проезда 50 дирам (0,12 дол.). Билеты не выдаются, но в природе существуют.
(
forum.tr.ru/read.php)
С билетами в Ташкенте (во всех видах наземного общественного транспорта) ситуация, правда, немного другая - кондуктор отрывает из ленты кусок чуть короче билета (билеты по виду не менялись с советских времен - простая бумажная лента), один из 4-5 таких кусков оказывается без номера - профит очевиден))