На великом и могучем-173: Сандино жив! К 90-летию со дня гибели (А.Сантана, Telesur)

Feb 25, 2024 22:32

Сандино жив! К 90-летию со дня гибели

Адальберто Сантана (Telesur), 20 февраля 2024 года (оригинал)



21 февраля 1934 года на Кампо-Марте в городе Манагуа, столице Республики Никарагуа был убит Генерал свободных людей (1895-1934). Он, будучи верховным главнокомандующим Армией защиты национального суверенитета Никарагуа, был расстрелян вместе с двумя генералами его генерального штаба, Франсиско Эстрадой (1902-1934) и Хуаном Пабло Умансором (1903-1934). Приказ утвердил американский посол Артур Блисс Лейн совместно с генералом Анастасио Сомосой Гарсиа (1896-1956), командующим Национальной гвардией Никарагуа. В рамках своих политических идей и о своем положении революционного борца, противостоящего североамериканскому империализму, генерал Аугусто С. Сандино заявил: «Когда я попал в это предприятие, я верил, что выйду из него только мертвым. Я считал, что это необходимо для свободы Никарагуа и для поднятия флага достоинства в наших индоиспаноамериканских странах».

Сандино погиб, защищая национальный суверенитет своей страны, а также народов и наций нашей Америки. После победы партизан над интервенцией США, когда американские войска покинули центральноамериканскую страну в начале 1933 года, в Никарагуа остались три политические силы, борющиеся за власть в этой центральноамериканской стране. Вот как охарактеризовал это сам герой Сеговии в интервью прессе за несколько дней до своего убийства: «Но дело в том, что здесь не два, а три государства: силы Президента Республики, силы Национальной гвардии, и мои. Это просто абсурд. Гвардия не подчиняется президенту, я - да».

Огромные заслуги и характер борьбы Сандино против интервентов, а также его чувство общности Латинской Америки были засвидетельствованы в интервью, взятом молодым никарагуанским журналистом Хосе Романом, которому Сандино сказал: «Я назвал Латиноамериканским легионом тех, кто добровольно приехал почти со всех концов Латинской Америки, чтобы вступить в ряда Армии защиты национального суверенитета Никарагуа. Однако несмотря на то, что я должен был оказать им особую честь этим названием, я не считаю ни одного латиноамериканца иностранцем в Никарагуа».

Таким образом, Генерал Свободных Людей познакомился в том время с огромным количеством этих бойцов. Но в тот раз из-за нехватки времени Роман смог упомянуть лишь некоторых из тех выдающихся латиноамериканских партизан, которые сражались в Никарагуа против интервентов США. Среди других выделялся генерал Мануэль Мария Хирон Руано, гражданин Гватемалы, который учился в Потсдамской военной академии в Германии и был губернатором гватемальского департамента Петен. Сам Сандино признал после смерти Хирона от рук таких наемников, как мексиканец Хуан Эскамилья, что Хирон был «нетленной славой для нашей сестры - Республики Гватемалы». В этом легионе также выделись подполковник Карлос Апонте Эрнандес, молодой венесуэльский студент университета; Эстебан Павлетич, перуанский интеллектуал и активист партии АПРА; капитан Аугусто Фарабундо Марти, сальвадорский студент-юрист и коммунистический лидер, который после восстания 1932 года был расстрелян с лозунгом «Да здравствует генерал Сандино!» на устах; капитан Грегорио Гилберт, тоже молодой студент из Доминиканской Республики; сержант Марсьяль Салас, студент университета Коста-Рики, которого застрелили из пулемета морские пехотинцы США; лейтенант Рубен Ардила Гомес, студент колумбийского университета, который, по словам Сандино, происходил из «очень знатной и богатой семьи своей страны». Также колумбийцем был поэт и капитан Альфонсо Александер.

Было и множество других: например, молодой студент Андрес Гарсиа Сальгадо, написавший книгу «Прогулка с Сандино» и учившийся в одном классе с Фридой Калло в Национальной подготовительной школе Национального университета Мексики, затем состоявший в Коммунистической партии Мексики. Автор этих строк встречался с ним при основании Мексиканского комитета солидарности с народом Никарагуа в 1974 году. Об этих бойцах-сандинистах Латиноамериканского легиона, Сандино сказал «Никарагуа в вечном долгу перед всеми ними и многими другими латиноамериканцами, благодарит и уважает их».

Еще до Сомосы, возглавлявшего Никарагуа со своей династией до победы Сандинистской народной революции 19 июля 1979 года, Национальная гвардия была основным инструментом доминирования интересов американской интервенции. Напомним, что первыми двумя ее руководителями были два североамериканских солдата. А третьим руководителем Национальной гвардии был сам генерал Анастасио Сомоса Гарсия. При этом Белый дом превентивно предполагал иметь в его лице своего лучшего союзника в Никарагуа, Центральной Америке и странах Карибского бассейна. Точно так же, как заявил, согласно популярной поговорке, сам президент Франклин Д. Рузвельт в 1939 году: «Может, Сомоса, и сукин сын, но это - наш сукин сын».

Сегодня, спустя 90 лет после смерти Аугусто С. Сандино, Генерала Свободных Людей, его революционный подвиг продолжает сиять. Его имя и мысли до сих пор присутствуют в жизни и освободительной деятельности нашей Америки и, без сомнения, на его родине, в боевой и сандинистской стране Никарагуа.

на великом и могучем, империализм, Никарагуа, США, история

Previous post Next post
Up