На великом и могучем-155: интервью с Альваро Гарсией Линерой (Х.Шалкович, Tiempo Argentino)

Oct 22, 2023 23:59

Альваро Гарсиа Линера: «Крайне правые появляются из-за недостатка наших смелости и решимости»

Херардо Шалкович (Tiempo Argentino), Альваро Гарсия Линера, 1 октября 2023 г. (оригинал)



Бывший вице-президент Боливии анализирует ситуацию в регионе и требует большей «смелости» от прогрессивных правительств. Он также высказывается о внутреннем конфликте сторонников Эво Моралеса и президента Арсе в правящей партии своей страны.

Каждый раз, когда Альваро Гарсия Линера посещает Аргентину, он оставляет нам концепции и определения, которые позволяют лучше понять атмосферу текущего времени, но, прежде всего составляют руководство, в котором перечислены основные задачи и проблемы прогрессивных сил и латиноамериканских левых. Внешняя доброта и спокойная речь позволили ему завоевать аудиторию Tiempo, а также Télam и TV Publica, чтобы получить внимательных слушателей и пылкие овации под куполом Культурного центра имени Киршнера в качестве центральной фигуры мероприятия, которое Agencia Nodal организовала к своему десятилетию совместно с Proyecto Ballena.

Без иносказаний и эвфемизмов он начинает с указания на то, что «прогрессизм этой второй волны выглядит очень вялым, очень робким перед лицом великих тревог народа». Хотя Линера уже стал выразителем латиноамериканской критической мысли даже на посту вице-президента Боливии, теперь, не занимая государственную должность, он еще более открыто указывает на слабости своего политического лагеря: «Прогрессизм вернет себе лидерство, если он сможет прямо взглянуть на дыры в карманах людей и предложить быстрое и конкретное решение».

Вторая тема разговора вращается вокруг подъема крайне правых сил в мире. По мнению Линеры, эти явления «растут и усиливаются во времена экономического кризиса». Он подчеркивает, с одной стороны, что эти силы в основном поглощают электоральную базу «умеренных правых, которые парализованы», но он еще раз указывает на ответственность правительств единомышленников: «Крайне правые также появляются, когда в вас разочаровываются, когда вы предложили справедливость и социальную мобильность, а на самом деле породили еще большую бедность и неравенство».

В 61 год он показывает мудрость, ставшую результатом интенсивной деятельности и решительной приверженности. В юности, в 1970-х годах, он участвовал в основании Движения коренных народов «Тупак Катари», а затем стал партизаном, что привело его к пяти годам тюрьмы в качестве политического заключенного, где он сформировал свое марксистское мышление. Позже оно дозрело в крестьянско-коренной территориальной организации Ayllus Rojos, а затем на академическом поприще от группы Comuna и даже на телевидении. Это продолжалось,до тех пор, пока в начале века он не встретил Эво Моралеса во время так называемой «Водной войны» и не присоединился к созданию идеологической основы Движения к социализму (МАС), которое спустя годы придет к власти, а он станет вице-президентом.

На протяжении своей деятельности Линера разрабатывал и поддерживал идею, что для освободительного проекта в Боливии ключевым моментом должен являться «вопрос коренных народов». Это отразилось в его интервью о внутренней ситуации в правящей партии Боливии.

- Каковы задачи прогрессивных сил Латинской Америки перед лицом трудностей нынешнего этапа?

- Иметь смелость и мужество решать проблемы, которые больше всего затрагивают людей. Это экономика, инфляции, девальвация, маргинальность, неформальная занятость. Это главное. В начале XXI века прогрессивные силы знали, как решать проблемы того времени и противостоять им. И они действовали смело. Они изменили свои страны и континент. Сейчас этого не хватает: прогрессизм этой второй волны выглядит очень вяло и робко перед лицом великих страданий народа. Он вернет свои знамена и лидерство, если сможет взглянуть прямо на дыры в карманах людей и предложить быстрое, конкретное и практическое решение. Пока прогрессивные силы не сделают этого, это будут делать крайне правые авторитарные деятели. Они появляются из-за нашего молчания, двусмысленности, отсутствия у нас смелости и решимости.

- Считаете ли вы, как сказала Кристина Фернандес, что народ не является правым или левым, а просто хочет жить лучше?

- Это такая мудрая фраза! Конечно, люди хотят жить лучше. И в ходе первой волны мы дали людям возможность жить лучше, больше потреблять, чувствовать себя в большей безопасности, иметь возможность немного экономить, иметь возможность отправлять своих детей в университет. Прогрессивные силы поддерживали это существенное улучшение. Сегодня этого нет, сегодня люди живут хуже. Я думаю, она говорит это в том смысле, что мы не можем обвинить жителя трущоб или продавщицу за то, что они голосуют за другие силы. Дело не в том, что они отрешились от нас, а в том, что они просто хотят жить лучше и не находят ответа на этот вопрос в современном прогрессизме, и ищут другие варианты. Но если у нас будет возможность открыть людям путь к лучшей жизни, и не демагогически, а практически, конкретно и немедленно, люди снова встанут под знамена прогрессизма.

- Обращаясь к вашей способности представить региональную и глобальную перспективу, с чем вы связываете рост крайне правых? Каковы причины этого явления, помимо особенностей каждой страны?

- Крайне правые, то есть те, кто требуют наказывать ищущих равенства и справедливости, существовали всегда. Только когда существует стабильная экономическая ситуация и рост, они маргинальны. Они появляются, когда состояние экономики ухудшается, возникает кризис доверия, политические партии не могут решить проблемы, от которых страдают люди. Крайне появляются растут и укрепляются во времена экономического кризиса, и они делают это, поглощая и вербуя сторонников умеренных правых, которые остаются парализованными и не реагируют. Также крайне правые появляются, когда в вас разочаровываются, вы повышаете уровень справедливости, социальной мобильности, возможностей, и фактически, порождаете еще большую бедность и неравенство. Тогда вы больше не вызываете негодование со стороны небольших уравненных средних слоев, вы порождаете недовольство самой социальной базы, которая чувствует разочарование. Крайне правые во время кризисов будут всегда. Это явление не исключительное и преходящее, а структурное. Вам не нужно этого бояться. Чего вам следует опасаться, так это того, что крайне правые вербуют ваших сторонников, вашу народную национальную базу. Когда это произойдет, вы должны спросить себя, что вы сделали не так.

- Учитывая эту реальность, каков план действий в данный момент? Какие конкретные задачи и стратегии вы предлагаете, помимо обретения смелости во времена экономического кризиса?

- Главное - это покончить с экономическим кризисом. Главная забота людей - улучшить свои условия жизни, сделать так, чтобы деньги не улетучились из рук: для этого надо покончить с инфляцией. Как? Каждая страна имеет свои особенности, я плохо знаю Аргентину, но в нашем случае мы привлекли государство к регулированию, устанавливая фиксированные цены на определенные основные продукты, субсидируя в некоторых случаях, а в других заставляя бизнесменов устанавливать фиксированные цены. Мы сказали экспортерам: «Вы хотите экспортировать соевую муку, вы можете, но 30% этого товара для внутреннего потребления имеют фиксированную цену. Если вы не согласны, вы не имеете права экспортировать». Мы не национализировали их, но вынудили их установить фиксированные и доступные цены для внутреннего потребления.

Власть должна быть деколонизирована и де-расиализована

Внутренний кризис, который переживает МАС, достиг своего апогея после заявления Эво Моралеса о том, что он будет баллотироваться на пост президента в 2025 году и его слов о существовании плана правительства по «обезглавливанию движения коренных народов» и «нашему физическому уничтожению». Этот спор с нынешним президентом Луисом Арсе, который был его министром экономики в течение 11 лет, похоже, достиг точки невозврата.

[А.Гарсия Линера в целом занял промежуточную и примирительную позицию в конфликте сторонников Моралеса и Арсе в конфликте не участвуя в текущей политике лично]

- Что вы думаете о заявлении Эво?

- Мне его кандидатура кажется логичной. Этот проект был разработан руками коренных народов, крестьян, рабочих и простого народа. Именно они должны снова взять под контроль государство. Правильно, что Эво заявляет о себе, потому что правительство должно вернуться в руки коренных крестьян. И Эво один из них. Это также может быть еще один местный крестьянин, но не может быть, чтобы наше народное правительство снова оказалось в руках метисов. Мы всегда говорили: следующие 100 лет Боливией должны управлять индейцы, а нам всего 15 лет, еще многое предстоит сделать для восстановления исторической справедливости. Будем надеяться, что президент Луис, которого мы уважаем, поймет это послание. Это проект коренных народов, крестьян и аграрных профсоюзов. И мы будем там, на передовой, будем сопровождать и укреплять, но лидерами, главами всегда должны быть коренные крестьяне, потому что это путь к деколонизации и де-расиализации власти в Боливии.

Аргентина, капитализм, на великом и могучем, Боливия, левые, Латинская Америка

Previous post Next post
Up