Недавно попалась в руки когда-то в детстве прочитанная, а затем почти забытая "Швамбрания" Кассиля.
Один эпизод показался очень актуальным - в связи с рассуждениями адептов коммерциализации образования "мол, самые способные пусть учатся бесплатно, а остальные платят".
Так вот, в этом эпизоде некий мальчик - способный сын кухарки - был принят бесплатным учеником в гимназию, и будучи гимназистом, влюбился в девочку и богатой семьи, которая пригласила его (предреволюционной зимой) к себе на рождество, но ее мать прогнала его.
После Февральской революции мальчик, услышав, что "теперь нет больше бар, господ и рабов, а все равны", решил написать ей письмо, но отправить не успел - на уроке учитель (впоследствии, после Октября уволенный как контрик) публично прочитал его.
Далее произошло вот что:
- Рановато, Портянко, начинаете, - смеялся учитель. - Хи-хи...рановато...
Аркаша знал, что все равно нельзя уже послать это опоганенное письмо. Все большие слова, теперь осмеянные, казались ему самому действительно глупыми. Но жгучая обида подхлестнула его.
- Прошу вас, отдайте мне письмо, Кирьяк Галактионович, - тихо сказал он нехорошим голосом. И класс разом перестал смеяться.
- Нет, - ухмылялся Монохордов, - это мы в журнальчик... хи-хи...
Тогда Аркаша стал буйствовать. - Вы не смеете, - взвизгнул он, топая ногами, - не смеете! Чужое письмо... Это - как украсть.
- Вон сейчас же из класса! - заорал Монохордов, тряся налившимися щеками.
- Не забывай, что ты бесплатный... Вылетишь... хи-хи... как воздушный шар.
Высохший ландыш легко и слабо хрустнул в захлопнутом журнале. Аркашку долго отчитывал директор Ромашов.
- Мерзавец, - нежно и мягко журил он, - как же ты смеешь со старшими так говорить? Выгоню тебя, шалопая этакого. На каторгу пойдешь, подлец, Что вздумал, нахал! А?
Аркашке напомнили, что он бесплатный, что учится он милостью добрых людей, что революция тут ни при чем. Прежде всего должен быть порядок, и он, Аркашка, вылетит в первую голову, если порядок, этот будет нарушен. Аркашку записали в кондуит. После уроков он сидел два часа без обеда. Из всего Аркашка понял только одно: мир по-прежнему еще делится на платных и бесплатных.
Так вот, внедряемая схема именно к этому и приведет - студентами первого сорта станут менее способные - зато вносящие деньги, а способные, но бедные станут студентами второго сорта. Ничего другого в в вузах, превращенных в коммерческое предприятие - а это происходит и с государственными учебными заведениями - выйти не может