На великом и могучем-122: USAID: гуманитарное лицо колониальной эксплуатации (А.И, Liberation News)

Feb 26, 2023 23:46

USAID: гуманитарное лицо колониальной эксплуатации



Аманда И, Liberation News, 15 февраля 2023 года (оригинал)

Агентство США по международному развитию (USAID) было создано указом администрации Кеннеди в 1961 году с заявленной миссией по управлению гуманитарной помощью или международным развитием за рубежом. Но не заблуждайтесь: USAID служит инструментом капиталистических и империалистических интересов США - оно существует исключительно для того, чтобы направлять деньги и ресурсы Глобального Юга в карманы класса капиталистов США. В настоящее время USAID работает в 100 странах мира, в основном в Восточной Европе, Африке, Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, и его годовой бюджет составляет почти 30 миллиардов долларов, которые можно потратить на свои глобальные программы развития. Намерения USAID, являющегося инструментом «мягкой силы» США, намеренно окутаны этой риторикой о помощи и гуманитарной поддержке.

Рабочие отношения между USAID и частным сектором с момента его создания становились все теснее и теснее. В первые несколько десятилетий своего существования USAID, в основном, отвечал за разработку программ и инфраструктуры в других странах для привлечения иностранных инвестиций. Это означало «смягчение правил торговли, предоставление гарантий по кредитам для предприятий, предоставление стипендий студентам для обучения в США и создание программ развития сельского хозяйства, которые открыли рынки бедных стран для крупного агробизнеса».

Хотя эти программы предназначались для иностранных предприятий, сами предприятия не принимали непосредственного участия в их реализации. Однако, начиная с начала 2000-х годов, USAID перешел к более прямому взаимодействию с частным сектором, что было вызвано созданием его Глобального альянса развития и заявлено как «партнерство, в котором USAID и частный сектор работают вместе для разработки и внедрения рыночных подходов к решению задач развития». На практике это означает, что USAID тесно сотрудничает с частными фирмами, раздавая многомиллионные контракты американским корпорациям, таким как Dupont, Johnson & Johnson, Microsoft и Coca-Cola, для осуществления проектов «развития» и помощи на Глобальном Юге.

И USAID недвусмысленно заявляет о своей миссии по созданию новых бизнес-возможностей для американских фирм, хотя и прикрывает ее словами об экстренной помощи и поддержке в целях развития. Как заявил представитель USAID Марк Грин в Политике организации по взаимодействию с частным сектором:

Развитие под управлением предприятия означает сотрудничество с частными предприятиями в качестве соавторов ориентированных на рынок решений с общим риском и общим вознаграждением. Это означает признание ценности привлечения частного сектора к развитию и гуманитарной помощи для помощи в формировании решений, которые обеспечивают устойчивое воздействие и могут продолжаться еще долгое время после прекращения поддержки USAID, а также переориентацию наших инвестиций на открытые рынки для американских фирм… В конечном счете, расширение нашего сотрудничества сотрудничество с частным сектором во всех областях нашей работы сделает нас лучшими профессионалами в области развития и гуманитарной сферы, приблизит нас к нашей цели - устранению потребности в иностранной помощи и предоставит огромные возможностей для американского бизнеса [выделение жирным добавлено автором статьи].

Целью USAID, представляющего интересы корпораций США и американского империализма в целом, является поиск новых рынков и получение прибыли для западных корпораций, и он делает это двумя способами. Первый включает в себя заключение контрактов на оказание гуманитарной помощи и развитие, часто после стихийного бедствия или катастрофы, фактически, открывающих эти страны для иностранного капитала и обогащающих капиталистический класс США за счет местной экономики. Фактически, 80% всего финансирования USAID направляется всего 75 организациям, и только 6% направляется непосредственно в страны-получатели. Второй заключается в привлечении подрядчиков для выполнения программ «продвижения демократии», направленных на достижение целей внешней политики США. Часто это влечет за собой формирование гражданского общества с помощью обучающих программ и семинаров или поддержку местных движений с целью свержения правительства, сопротивляющегося гегемонии США, чтобы установить другое, подчиненное проникновению западного капитала и требованиям внешней политики США.

В этой статье будут рассмотрены четыре случая реализации проектов USAID за последние два десятилетия. Первые два, Ирак и Гаити, отражают разрушительную капиталистическую стратегию USAID, включающую в себя заключение контрактов с частным сектором под видом реконструкции и восстановления, что приводит к катастрофическим результатам. Последние две страны, Боливия и Куба, иллюстрируют стратегию USAID по «продвижению демократии», заключающуюся в манипулировании недовольством населения и направлении его на правительство с целью смены режима. Следует также отметить, что, хотя аналогичные программы USAID по «продвижению демократии», безусловно, существуют в Ираке и на Гаити, эти две программы также служат примерами тактики организации по использованию стихийных бедствий в слаборазвитых странах для направления прибыли корпорациям США под видом гуманитарной помощи.

Ирак

Еще до начала войны США в Ираке в 2003 году USAID начал поиск предложений от различных корпораций, заинтересованных в восстановлении инфраструктуры страны после вторжения. Одной из участвующих фирм была Bechtel, строительная компания из Сан-Франциско. Увидев выгодную возможность для бизнеса, старший вице-президент Bechtel Джек Шихан использовал свое место в Совете по оборонной политике, чтобы посоветовать Пентагону вторгнуться, а также призвал общественность поддержать войну. Кроме того, с 1999 по 2002 год фирма и ее сотрудники пожертвовали 1,3 млн долларов кандидатам на федеральных выборах, гарантируя, что законодатели изначально будут голосовать в интересах ее бизнеса в пользу войны.

Закулисная деятельность Bechtel окупилась: USAID предоставил фирме контракты на сумму 1,8 млрд долларов на восстановление канализационных систем, электрических сетей, муниципальных систем водоснабжения и другой инфраструктуры Ирака после вторжения. Как и следовало ожидать, результаты оказались плачевными. Руководствуясь в первую очередь прибылью, а не интересами иракцев, Bechtel подверглась критике за бесхозяйственность, плохую работу и невыполнение ключевых работ, включая детскую больницу в Басре после того, как проект отстал от графика на год.

После получения более миллиарда долларов средств налогоплательщиков, Bechtel оставила Ирак без возможности завершить более половины своих строительных проектов.

А поскольку администрация Буша намеревалась превратить Ирак в «страну со свободной рыночной экономикой» после свержения Саддама Хусейна, USAID также заключило с базирующейся в Вирджинии консалтинговой фирмой BearingPoint, Inc контракт на 9 млн долларов на разработку плана массовой приватизации всей государственной собственности Ирака, прежде всего, нефтяного сектора. Вскоре после этого когда-то полностью национализированная иракская нефть, была поделена между международными корпорациями.

Гаити

12 января 2010 года на Гаити произошло землетрясение магнитудой 7,0, в результате которого погибло 220 000 человек, еще 300 000 получили ранения и еще 1,5 млн остались без крова. После катастрофы Соединенные Штаты предоставили Гаити 1,6 млрд долларов на восстановление, при этом 651 млн долларов из этой суммы был передан USAID. Вместо того, чтобы нанимать гаитянские строительные компании, USAID передало проекты восстановления международным фирмам. Например, строительная фирма THOR из Миннесоты получила контракты на 18 млн долларов, а мексиканская фирма CEMEX получила более 7 млн долларов.

Трагедия землетрясения, описанная послом США Кеннетом Мертеном в в обнародованном Wikileaks письме от 1 февраля 2010 года как «золотая лихорадка», стала несомненны благом для международных компаний: на каждый доллар, потраченный USAID, меньше одного пенни было направлено напрямую организациям, компаниям или правительству Гаити.

Но, безусловно, крупнейшим получателем финансирования USAID на Гаити был вашингтонский подрядчик Chemonics International, который получил более 200 млн долларов на выполнение в общей сложности 141 проекта. Фактически, после землетрясения USAID выделил Chemonics больше денег, чем всему правительству Гаити.

И точно так же, как в Ираке, эти иностранные подрядчики продемонстрировали далеко на самые лучшие результаты: аудит деятельности Chemonics выявил, что компания имеет тенденцию не доводить работы до конца, оценивать собственные проекты по произвольным критериям, не имеющим к проекту никакого отношения, и не удалось установить сроки, в результате чего некоторые проекты отстали от графика. В одном случае Chemonics получила контракт на строительство нового здания парламента Гаити, но то, что они построили, оказалось наполовину законченным и непригодным для использования: компания построила только каркас здания, даже не возводя внутренние стены для разделения офисных помещений - и они не беспокоились обставить здание. Оставшись с этим, правительство Гаити было вынуждено взять 775 000 долларов из государственной казны для завершения проекта. Несмотря на эти плачевные результаты, Chemonics по сей день остается главным подрядчиком USAID - только в 2021 году строительная компания получила контракты на сумму 506,4 млн долларов.

Еще одним проектом USAID, осуществленным после землетрясения, была «Программа нового поселения», в ходе которой в Караколе было построено более 15 000 домов. Опять же, из-за бесхозяйственности и неправильного планирования количество построенных домов резко сократилось до 2649. В значительной степени это произошло из-за резкого увеличения затрат, связанных с подрядными работами с иностранными фирмами и импортом материалов, в результате чего первоначальная прогнозируемая стоимость в 55 млн долларов увеличилась до 90 млн долларов. Многие из построенных домов оказались низкого качества, часто «отсутствовали крепежные элементы крыши, материалы для кровли не соответствовали спецификации и бетонная арматура, а также другие проблемы со структурой и дренажем». Из-за некачественной работы первых подрядчиков USAID без огласки заключил еще один контракт на 4,5 млн долларов с американской консалтинговой и инженерной фирмой Tetra Tech на предоставление плана ремонта домов Караколя.

Боливия

Программы «продвижения демократии» в Боливии уходят корнями в середину 1990-х годов, когда вкладывались инвестиции в инициативы «децентрализации» и «региональной автономии». С 1996 по 2003 год USAID заключил с Chemonics International контракт на сумму 15 млн долларов для реализации программы «Демократическое развитие и гражданское участие» в стране. Этот проект был направлен на то, чтобы заручиться поддержкой и укрепить доверие к тогдашнему правительству и его государственным институтам. В свою очередь, это подорвало бы растущую поддержку партии «Движение к социализму» (МАС) и дерадикализовало бы ее основу, состоявшую из коренных фермеров и крестьян, выступавших против эксплуатации и добычи ресурсов Боливии международными корпорациями. Как объясняет Нил Бёррон:

«Chemonics была особенно озабочена созданием впечатления эффективной работы демократии через план децентрализации и опасалась, что это также было связано с угрозой антисистемных сил [то есть МАС]. В одном отчете предупреждалось, что муниципальные выборы 2004 г. предоставят МАС возможность нанести удар по «системе» в целом, и выражалась надежда на то, что будут созданы более эффективные мэры и советы для восстановления доверия к демократическим институтам Боливии (Chemonics International, 2003): 75). USAID также стремился поглощать оплоты МАС в регионах выращивания коки Юнгас и Чапаре, привлекая муниципалитеты к национальному основному потоку и наращивая их потенциал для предоставления услуг и разрешения конфликтов (USAID-Боливия, 2003: 8)».

В 2004 году USAID создало в Боливии Отдел переходных инициатив (OTI). Позиционируемые в качестве бюро USAID, которые «работают с местными партнерами над решением ключевых политических вопросов, таких как конфликты, отступление от демократии, предотвращение терроризма и стабилизация», OTI на практике действуют как разведывательные службы США за границей и направляют миллионы долларов в пользу НПО и оппозиционных партий, интересы которых совпадают с политическими интересами США. Именно OTI в Боливии заключил контракт с консалтинговой фирмой Casals & Associates из Вирджинии на координацию серии мастер-классов и семинаров по созданию оппозиции кандидату в президенты от МАС 2005 года Эво Моралесу.

После избрания Моралеса OTI сместил фокус на финансирование и поддержку сепаратистских движений в восточной Боливии с намерением создать движение для дестабилизации вновь избранного правительства. Цель OTI состояла в том, чтобы разделить Боливию на два государства: одно - под управлением коренного большинства, другое - в богатых ресурсами восточных районах, которые являются оплотами европейских элит и, в которых, что неудивительно, базировались сепаратистские группировки.

Через несколько лет подобной подрывной деятельности Моралес выслал USAID из Боливии в 2013 году.

Куба

USAID заключил контракт с международной фирмой по развитию Creative Associates International, базирующейся в Вашингтоне, как минимум на три проекта «продвижения демократии», направленных на поддержку контрреволюционных сил на Кубе в надежде мобилизовать их против социалистического кубинского правительства.

В 2009 году USAID запустило двухлетнюю программу, в рамках которой оно заключило с Creative Associates контракт с целью найма музыкального продюсера из Сербии для вербовки кубинских музыкантов-диссидентов для проникновения на андеграундную музыкальную сцену. Музыкальные продюсеры организовывали собственные фестивали или даже пытались проникнуть на другие. Инициатива началась как исключительно культурная, и со временем в их музыке стало появляться все больше и больше политических и антиправительственных посланий. Продюсеры искали кубинских музыкантов в надежде повысить их известность и поддержать фанатское движение, чтобы бросить вызов правительству. В конце концов кубинское правительство узнало о программе и запретило ее.

В 2010 году USAID снова стал партнером Creative Associates для разработки аналогичной Twitter платформы для обмена текстовыми сообщениями и микроблогов на мобильных телефонах ZunZuneo. Вдохновленные протестами «Арабской весны», координаторы программы надеялись разжечь антиправительственные настроения среди кубинской молодежи и превратить это восстание в «Кубинскую весну». Платформа собирала данные о своих пользователях - возраст, пол, политические взгляды с намерением использовать их в политических целях. И, как и в случае с андеграундным хип-хопом, правительство США планировало начать развитие платформы с аполитичного и «лишенного противоречий» культурного контента: новостей о спорте, музыки, погоды и т. д. Спустя некоторые время создатели надеялись увеличить долю политического, и, как следствие, антиправительственного контента, чтобы по всему острову вспыхнули массовые протесты против кубинского правительства. Финансирование ZunZuneo завершилось в 2012 году, и платформа была закрыта.

Наконец, с октября 2009 г. по сентябрь 2012 г. USAID и Creative Associates разрабатывали проект гражданского общества, в рамках которого они отправляли венесуэльскую, коста-риканскую и перуанскую молодежь всего за 5,41 долларов в час на Кубу для работы под прикрытием в качестве туристов с целью поиска кубинских граждан, из которых они могли бы сделать политических активистов. Часто этих вербовщиков отправляли в университетские кампусы для поиска и вербовки политических диссидентов. В другом случае программа даже зашла так далеко, что для выполнения этой задачи была создана клиника по профилактике ВИЧ. Проект приложил все усилия, чтобы скрыть свою деятельность, и оперативникам под прикрытием было приказано общаться с помощью кода. Например, «у меня болит голова» означало, что они подозревают, что за ними наблюдают кубинские власти, а «Ваша сестра больна» означало сокращение поездки. В конце 2010 года USAID и Creative Associates закрыли туристическую программу, решив изменить стратегию: вместо того, чтобы отправлять молодежь на Кубу для вербовки, они сосредоточились на получении выездных виз для политических активистов и их обучении в Соединенных Штатах.

Инструмент колониализма и капитализма

Будь то оказание чрезвычайной помощи или продвижение «демократии» на Глобальном Юге, цели USAID в интересах бизнеса остаются четкими: создать новые рынки для международного капитала за счет местного населения или использовать долгосрочную стратегию установления режима, подчиненного прихотям международного капитала и политическим задачам США. Таким образом, USAID играет роль гуманитарного лица колониальной эксплуатации.

капитализм, империализм, psl, Куба, Ирак, Боливия, usaid, США, Гаити

Previous post Next post
Up