Когда политика угрожает надеждам людей
Феликс Роке Риверо, Telesur, 28 июля 2022 г. (
оригинал)
В Боливии в очередной раз подтвердили высказывание о том, что в политике нет места наивности.
Опыт Боливии был очень тяжелым и жестким. Это был большой урок для народа, и, хотя крайне правые продолжают угрожать и предпринимать попытки захвата власти, необходимо было усвоить этот урок.
«Справедливость и равенство - это всегда надежда. Нет места обидам, насмешкам и расизму. Правые хотят построить будущий мир, основанный на желчи и ненависти. Мы, наоборот, должны построить счастливый мир на справедливости и равенстве» - Альваро Гарсия Линера.
У государственного переворота, в ходе которого был свергнут президент Эво Моралес, были глубокие корни. Это были не просто действия группы фашистов и религиозных фанатиков. Как справедливо отмечает Альваро Гарсиа Линера, «...это был удар по равенству, по социальному и политическому подъему коренных народов, которые, наконец, после столетий угнетения и внутреннего колониализма завоевали гражданские права и власть. Государственный переворот был совершен против того общественного подъема коренных народов, который пришел на улицы, в министерства, парламент, посольства, региональные правительства, государственные решения. Это означает, что борьба за равенство имеет свои противоположные эффекты и цели» (Álvaro García Linera, José Luis. La política como disputa de las esperanzas. 1ª ed., digital. Buenos Aires. CLACSO, 2022 - Альваро Гарсия Линера, Хосе Луис. Политика как спор надежд. 1-е изд., цифровое. Буэнос-Айрес. CLACSO, 2022).
В многонациональном государстве Боливия шел (продолжался) замечательный социально-политический процесс глубоких перемен. Это началось с принятия в 2009 году новой Конституции, в которой было установлено, что равенство высшей моральной целью. Но у этой цели есть и обратная сторона: обида потерявших привилегии на достигших равенства.
Основная цель переворота против президента-индейца состояла в том, чтобы предотвратить консолидацию процесса эгалитаризации. Как указывает Гарсия Линера, в Боливии, на протяжении столетий, пока Эво не вступил в должность в 2006 году, привилегированный класс с иностранными фамилиями, белой кожей, заграничным университетским образованием и знанием иностранных языков предполагал, что земля, власть, правительство, уважение, министерства, канцелярии, работы, договоры с государством принадлежали ему по естественному праву в соответствии с фамилией и родословной.
Эво свергла не кучка неудачников. Расизм в его наиболее институционализированном выражении, радикальный неофашизм, был идеологией тех, кто игнорировал волю народа. В этом республиканском колониальном порядке, утверждает Гарсиа Линера, индейцы, крестьяне, горожане, аймара, кечуа, гуарани должны были обрабатывать землю и строить здания, готовить еду для посетителей и подметать улицы.
В свою очередь, политическая власть, престиж и командование по естественному моральному праву были закреплены за элитой, которая считала себя белой и с фамилией, соответствующей благородному происхождению. Это была возрожденная колония, перестроенная по имперскому указу с целью нового порабощения боливийцев, возвращение их в варварское состояние и болото неравенства. Во многих отношениях Эво удалось порвать со старыми морально-этическими порядками. Это был первый случай, когда представитель коренных народов стал президентом Боливии. Правые не собирались легко спускать это с рук. Новое многонациональное государство должно было быть разрушено. Это была задача, возложенная на Жанин Аньес, которая вошла в президентский дворец с четырьмя евангелиями под мышкой и в сопровождении солдат-предателей под звуки ударов сабель и пуль.
Приход Эво к власти, по словам Гарсиа Линера, означал крушение старого морального порядка вещей. Президент, канцлер группа сенаторов и депутатов, 55 процентов из которых возглавляли социальные службы - все были представителями коренных народов. Государственные должности, посты министров, заместителей министров, руководителей общественных компаний были в руках уже не старой белой аристократии, а людей с фамилиями Киспе, Мамани, Тола, Араукипа, то есть большинства страны.
Это был факт радикального построения равенства. Благодаря социальным протестам и победе Эво на выборах они впервые получили власть и уравнялись с теми, кто всегда считал, что эти сферы принадлежат им по праву, фамилии и происхождению. Эти лишившиеся привилегий реакционные слои населения держались пять, десять лет, но они уже не хотели больше терпеть и копили ненависть, возмущение против этого процесса равенства. И они выплеснули его в 2019 году в убийствах, арестах, преследованиях и пытках рабочих.
Равенство как высшая цель человека, имеет свою цену. Это урок для всех, и это необходимо предусмотреть. Те, у кого были привилегии, были вынуждены защищать их, даже насильственно, им пришлось сплотиться вокруг их защиты. И снова они не захотели делиться ими. На крови и огне в Боливии возродилась старая колониально-имперская власть. Новый псевдорелигиозный крестовый поход был направлен на поиски Святого Грааля.
Стремление к равенству стало оскорблением в глазах привилегированных. Для них это было невыносимо. Запах индейцев вызывал у них аллергию. Они смердели перед чопорными богачами и дамами Ла-Паса. Далекие от стремления делиться и бороться за эту социальную справедливость, правые укрепились и радикализировались. Так, в 2019 году, поскольку они не смогли убить Эво, то первым делом сожгли випхалу [флаг коренного населения, после принятия Конституции 2009 года ставший одним из национальным символом наряду с красно-желто-зеленым государственным флагом], плюнули на нее и растоптали. В этом сожжении символа коренных народов выразилось все, что помогло избавиться от равноправия с индейцами, которые вместо подданных стали равноправными гражданами. Они сожгли випхалу и вошли во Дворец правительства с Библией в руках, как это сделал Писарро много веков назад в Кахамарке, - отмечает Гарсиа Линера.
Как пишет Сарамаго, во все века всегда было что-то или кто-то, кто вставал на нашем пути и управлял нами - это была религия с ее обещаниями вечной жизни. Крупные лжецы - первые, кто верит в обман, который они сами называют правдой. (Saramago, José. La mano que mece la cuna. Revista Visáo. El cuaderno del año del Nobel. Buenos Aires, Argentina, 2018 - Сарамаго Жозе. Рука, качающая колыбель. Журнал Visao. Записная книжка Нобелевского года. Буэнос-Айрес, Аргентина, 2018 г.).
В Боливии практиковался новый фашизм, сильно отличавшийся от классического, наиболее ярко выраженного во время Второй мировой войны, в частности, в режимах Адольфа Гитлера и Муссолини. Современный фашизм, как утверждает Шанталь Муфф, проявляется в так называемых либеральных демократиях, испытывающих глубокий кризис представительства, который выражается в недовольстве, воинственности и в появлении движений против истеблишмента. Это ответ на взрывы иррациональных страстей
Этот так называемый неофашизм, по мнению Алена Бадью, является реактивной субъективностью и носит внутрикапиталистический характер, поскольку не предлагает иного устройства мира. По словам Жан-Ива Камю, это часть изменений, которые вносят правые в свои парадигмы. Когда тактика электоральной арифметики их уже не удовлетворяет и иссякает, правые переизобретают себя, возвращается к своим привилегиям и уже считают борьбу на выборах ненужной и поэтому мутируют в аляповатые формы, чтобы сделать политику иллюзией. (Neofascismo, ¿Cómo surgió la extrema derecha global y cuáles pueden ser sus consecuencias? Capital Intelectual. Buenos Aires, Argentina, 2022 - Неофашизм. Как возникли глобальные ультраправые и к чему они приведут? Интеллектуальный капитал. Буэнос-Айрес, Аргентина, 2022).
Опыт Боливии был очень тяжелым и жестким. Это был большой урок, и, хотя крайне правые продолжают угрожать и предпринимать попытки захвата власти, необходимо было усвоить этот урок. Необходимо продолжать расширение прав и возможностей народа. По словам профессора Гарсии Линеры, Боливия преподает нам важный урок, который следует всегда помнить: права являются демократическими до тех пор, пока существенно и структурно не затрагиваются кастовые привилегии по фамилии, имуществу и полномочиям. Когда стремление к равенству подвергает их риску, они сбрасывают одежды демократии, снимают замок с языка, ограничивавший излишество их слов и их ярость, и выплескивают в своей речи ненависть, направленную на органы народной власти, особенно те, в которых представлены женщины.
В Боливии в очередной раз подтвердили высказывание о том, что в политике нет места наивности. Неофашисты это знают, они в этом универсальны. Поэтому профессор Гарсия Линера дает этому очень точное определение: сегодня неолиберализм защищает мировой упадок, а не строит будущее.