На великом и могучем-80: что такое «сталинизм»? (Б.Угетти, Challenge)

Apr 17, 2022 23:49

Что такое «сталинизм»?

Бен Угетти пишет, как этот термин стал популярен среди сектантов и реакционеров



Challenge, 1 апреля 2022 г. (оригинал)

Обвинения в «сталинизме», особенно с началом войны на Украине, предъявляются едва ли не всем: от марксистов-ленинцев до консерваторов, таких как Путин. Первый вопрос: что это слово означает? Бывший советский лидер Иосиф Сталин умер в 1953 году и оставил такое наследие, как искоренение неграмотности, значительный рост прав рабочих, невиданное до него инфраструктурное строительство и, в первую очередь, разгром стран «Оси» во Второй мировой войне. Однако, какое отношение это имеет к современности и почему слово до сих пор используется?

Первое задокументированное употребление слова связано с соратником Сталина Лазарем Кагановичем, который в 1930-е предложил заменить лозунг «Да здравствует ленинизм!» на «Да здравствует сталинизм!». Сталин осудил это предложение как создающее культ личности. Тому, кто читает и понимает работы Ленина и Сталина, то будет ясно, что коммунисты должны сделать всё, чтобы не допустить появление культа личности. Действительный герой революции - рабочий класс как таковой, а не личности. Что же является верным - это то, что Сталин был марксистом-ленинцем, его теория и работы были марксистско-ленинскими. Коммунисту важно читать и понимать их.

После Сталина Хрущев начал в Советском Союзе то, что он рассматривал как «десталинизацию». На практике это означало размывание революционной истории Советского Союза. Обсуждая падение Советского Союза, необходимо понимать, что оно началось с Хрущева. При нем началось идеологическое удаление от марксизма-ленинизма в оппортунистический попытках «десталинизации». После него, быть членом партии значило уже поддерживать идеологические ценности марксизма-ленинизма, а лишь получать выгоду от членства. Ревизионизм заменил марксизма-ленинизм.

Троцкизм впервые появился в Британии в известной нам форме в 1930-е годы с Бэлхэмской группой [первая из британских троцкистских организаций, получила неофициальное название по лондонскому району Бэлхэм; впоследствии официально именовалась Коммунистическая лига. Существовала в 1932-38 гг.]. Эта группа была короткоживущей и никогда не имела значимость, сравнимую с другими крайне левыми партиями и организациями того времени, в том числе с Коммунистической партией Великобритании (КПВ). Однако одной из важнейших отличительных черт этой группы было то, что они называли «сталинизмом». Во многом их наследие вдохновляет «антисталинизм» троцкистской левой до сих пор - множество групп заявляет, что они «против капитализма и сталинизма» предупреждают об опасностях «сталинизма» в бесчисленном множестве блогов, газет и речей. Это заставляет задать вопрос - почему, когда в современном мире опасность создает именно капитализм, они атакуют других левых за то, что они «сталинисты»?

Сам троцкизм должен пониматься как идейное выражение тотального поражения. В отличие от марксистов-ленинцев, троцкистам не удалось где бы то ни было добиться взятия власти в пользу рабочих. Однако предельно сектантская позиция может рассматриваться как присущая прежде всего британским троцкистам: по приблизительной оценке, в Британии действует 32 различные троцкистские организации. Несмотря на их различия с марксизмом-ленинизмом, не все троцкисты именно таковы: в Коммунистической партии кубы есть и троцкисты, поддерживающие революции и волю кубинского народа.

В 1980-е годы КПВ была атакована другой идеологической опасностью, известной как еврокоммунизм. В других крупных коммунистических партиях Европы это течение также пыталось победить то, что они именовали «сталинизмом» и что якобы не давало развиваться партиям. Одной из ведущих фигур еврокоммунистов была деятельница КПВ Нина Темпл - под ее руководством партия отказалась от марксизма-ленинизма как такового [в 1991 г. Коммунистическая партия Великобритании под руководством Темпл была переформирована в организацию «Демократические левые», впоследствии также распущенную; нынешняя Коммунистическая партия Британии была создана в 1988 г. недовольными ревизионистским курсом руководства активистами КПВ]. Сейчас еврокоммунизм идеологически мертв, тогда как марксизм-ленинизм (который еврокоммунисты именовали «сталинизмом») жив.

Сегодня же слово «сталинизм», как ни странно, можно услышать прежде всего от левых - оно часто встречается у колумнистов изданий вроде The Guardian и у таких журналистов, как Пол Мейсон [бывший троцкист, ныне социал-демократ]. Крайне опасным является то, что «сталинистом» ныне объявляют не только каждого, поддерживающего страны реально существующего социализма, но и всех тех, кто критикует преступления правительства Украины и его союзников.

В первом из этих двух значений, те из левых, которые критически поддерживают страны реально существующего социализма (Кубу, Китай, Вьетнам и т.д.) осуждаются как сталинисты - несмотря на то, что эти страны во многом проводят ту же социалистическую политику, за которую ратуют те, кто использует термин «сталинизм» как ругательство. Это означает полное превращение дискуссии: «антисталинистская левая» прекращает любую форму диалога о современности одним этим словом.

Еще опаснее то, что слово «сталинисты» в последнее время используется против каждого, несмотря на политическую принадлежность, кто решается критиковать украинское правительство. Нынешнее правительство Украины связано с фашистскими группами - батальоном [в действительности с сентября 2014 г. полк] «Азов», Правым сектором [признаны экстремистскими и запрещены в РФ] и т.д., печально известными своими нападениями на национальные меньшинства и людей других политических взглядов. Известны видео, на которой люди цыганской национальности были избиты на улицах и привязаны к фонарным столбам. Все левые политические партии были запрещены. Два члена Коммунистической партии Украины были арестованы только за членство в партии. Критиковать украинское правительство - это не значит защищать Путина. Однако, если говорить обо всем этом, многие из мейнстримной левой назовут тебя сталинистом за малейшее несогласие при обсуждении конфликта.

Таким образом, ясно, что слово «сталинист» стало сектантским оружием, применяемым прежде всего реакционерами в адрес левых. Последствия употребления этого выражения левыми будут иметь понятные последствия для способности левых противостоять несправедливости, фашизму и неравенству.

Бен Угетти, член отделения Коммунистического союза молодежи в Южном Йоркшире

на великом и могучем, Великобритания, оппортунизм, ревизионизм, Украина

Previous post Next post
Up