На великом и могучем-69: Чили, новому государству нужна новая армия (А.Кирк, Telesur)

Jan 23, 2022 23:17

Чили: новому государству нужна новая армия

Оригинал: Алехандро Кирк (Telesur), 16 января 2022 года.



Миф о том, что в Чили военные в основном дисциплинированы, профессиональны, не обсуждают приказы и уважают демократические решения народа, похоже, снова используется в стране в связи с задачами Конституционного собрания.

«Сегодня военные перевороты немыслимы», - так обычно объясняют аналитики и эксперты отсутствие упоминаний Вооруженных сил в конституционных дебатах.

За подобным «объяснением», которое, однако, мало что объясняет, кроется страх: лучше не будить спящих собак, потому что они там есть.

Коснуться этой темы не побоялся бывший адмирал, служивший при Пиночете Хорхе Арансибия, защищающий Конституцию 1980 года (которую сейчас пытаются отменить) и в то же время, как ни странно, член Конституционного собрания, в котором группа крайне правых участников представила предложение по статье, которая, по существу, подтверждает роль военных как силы, устанавливающей пределы для деятельности гражданских политиков.

В противовес этому группа бывших профессиональных офицеров из разных родов войск, возглавляемая отставным капитаном и бывшим преподавателем оперативного искусства Хуаном Пайнекурой, недавно представила Народную инициативу конституционного стандарта с явной целью радикально изменить «характер и природу Вооруженных сил, порядка и безопасности».

Согласно опубликованному тексты, эта потребность основана, согласно опубликованному тексту, на «истории вмешательства Вооруженных Сил и полиции в политическую жизнь страны, в которой сообщается о более чем 23 акциях, завершившихся кровопролитием».

В документе перечисляются факты насильственных вмешательств армии и полиции, инициированные землевладельцами и бизнесменами, и подчёркивается хладнокровная «превентивная» резня, в ходе которой погибло от 2000 до 3000 безоружных рабочих в школе Санта-Мария-де-Икике в 1907 году.

«В этой сфере особое значение имеют государственный переворот 1973 года и 17-летний диктаторский режим», - подчеркивается в предложении. «Военные структуры сегодня представляют собой значимый анклав, сохраняющий порядки, установленные военной диктатурой и Конституцией 1980 года», - добавляется далее.

«Военные представляют негласную угрозу для любых изменений в обществе и государстве»

С другой стороны, предложение бывшего главнокомандующего Военно-морским флотом подчеркивает роль консервативного и реакционного стража, которая всегда отводилась военным. «Необходимо, чтобы в конституции слово «покорный» понималось как покорный институциональному порядку», - говорится в предложении, представленном Арансибиа.

Другими словами, по пиночетистской Конституции Вооруженные Силы могли не подчиняться Президенту, Конгрессу или любой другой ветви государственной власти, если последняя намеревается изменить «институциональный порядок» таким образом, что генералы найдут его противоречащим национальным интересам.

Народная инициатива недвусмысленно устанавливает нормы отказа от обсуждения приказов, политического воздержания и подчинения военных институтов демократическим гражданским властям, в которых Президенту республики отводится роль Главнокомандующего как в мирное, так и в военное время.

Позиция Арансибия совпадает с мнением уходящего президента Себастьяна Пиньеры: «Драматическая реальность, в которой существуют правонарушения, организованная преступность, терроризм и незаконный оборота наркотиков в южной части страны, в разных городах и поселках территории страны, заставляет нас задуматься о необходимости вмешательства Вооруженных сил в проблемы внутреннего общественного порядка».

Это не что иное, как повторение «Доктрины национальной безопасности», навязанной всем латиноамериканским армиям в 1960-х и 1970-х годах для систематизации «борьбы против повстанцев», развернутой Соединенными Штатами с целью остановить волну восстаний, поднятую кубинской революцией.

Эта доктрина рассматривает существование «внутреннего врага», аналогичного внешнему, и распространяет задачу защиты границ, суверенитета и независимости от него, обычно возлагаемую на вооруженные силы.

Для офицеров, поддерживающих Народную инициативу, эта внутренняя миссия «напоминает характеристики силы, вторгающейся для завоевания и господства», но она направлена против собственного народа, представители которого, объявленные «внутренним врагом», становятся целью для уничтожения, как это было при диктатурах в Бразилии, Чили, Аргентине и Уругвае.

Когда в ноябре 2019 года Пиньера попытался объявить чрезвычайное положение и вывести на улицы военных для открытого подавления народного протеста, они оказали сопротивление. По словам историка Габриэля Саласара, такое нежелание было связано больше с «рациональным характером» армии, чем с идеологической позицией

Затем главнокомандующий Рикардо Мартинес сделал завуалированное предупреждение как своим сторонникам, так и противникам: «Если армия выйдет на улицы, - сказал он, - это не будет попыткой дать «пропорциональный ответ» силы порядка, типичный для общественного мнения, потому что задача деятельности его учреждения предполагает не соизмеримость сил, а, скорее, уничтожение противника самым быстрым, эффективным и разрушительным способом».

Затем Пиньера безуспешно пытался продвигать закон, который оставил бы безнаказанными нарушения прав человека, которые могли совершить вооруженные силы и правоохранительные органы..

Права человека: «Это кажется важным»

Бывший адмирал Арансибия также затрагивает вопрос о правах человека, по-видимому, без особой убежденности. Он говорит: «Следуя некоторым текущим тенденциям сравнительного права, кажется важным учитывать тот факт, что обучение, проводимое в военных учебных заведениях, придает особое значение содержанию понятий «демократия» и «права человека».

Соответствующая фраза; «кажется важным».

Пайнекура и его исследовательская группа подчеркивают, что основная цель новой Доктрины военной и гражданской безопасности состоит в том, чтобы «навсегда обеспечить запрет и вмешательство в социальные процессы с применением оружия и причинением смерти или физического, психологического или морального вреда любому лицу, сектору, звену, коллективу или группе народов, являющимся частью государства».

В заключении говорится: «Речь идет о сохранении уважения к жизни и правам человека как к неотъемлемой ценности и принципу».

В то время как Арансибия не рассматривает существенную модификацию государства в том виде, в каком мы его знали до сих пор, Пайнекура считает основополагающим для новой Военной доктрины новое политическое определение государства, которое он описывает как «многонациональное, демократическое, латиноамериканское и современное», среди прочего, ориентированное на мир, солидарность, сотрудничество, невмешательство и активную защиту окружающей среды.

Кратко указывается классовый состав военных учреждений в качестве одного из факторов перманентной угрозы демократической стабильности страны, а среди ряда факторов указываются элементы, определяющие возможность поступления в учебные заведения, среди которых и сегодня определяющим является социальный уровень претендентов, например, принадлежность к наследственной касте консервативного происхождения, которую они сами и системная пресса называют «военной семьей», а другие - более точным термином «военная партия».

Сторонний наблюдатель может не видеть в предложении бывших офицеров во главе с Пайнекурой более четкие элементы, касающиеся неизбежности феминистского характера государства, или предложения подобные тем, что выдвинул журналист Маурисио Вейбель - жалобу на системную коррупцию в вооруженных силах, или реформу системы приёма в военные училища и уподобление ее университетской.

Также отсутствует более подробное упоминание о формировании полицейских сил, в котором выделяется исключительно военный характер карабинеров Чили, которые, строго говоря, больше, чем полиция, и выполняют функции вспомогательной силы для армии в выполнении задач по поддержанию общественного порядка, а также пограничной охраны, подобно Национальной гвардии США или аргентинской жандармерии.

Примечание: отставной капитан Хуан Антонио Пайнекура Антинао сегодня является работает ювелиром в традициях народа мапуче. Будучи студентом и активистом Коммунистической молодежи, он был арестован и подвергнут пыткам буржуазно-милитаристской диктатурой Пиночета и выслан из Чили. Позже он поступил в академию Революционных вооруженных сил Кубы, которую окончил в звании младшего лейтенанта пехоты. После участия в освободительной войне в Никарагуа он стал преподавателем оперативного искусства в Высшем военном училище имени Антонио Масео на юге Гаваны. В звании капитана он уволился из Революционных вооруженных сил, чтобы присоединиться к Патриотическому фронту имени Мануэля Родригеса. В Чили в 1987 году он был снова задержан и подвергнут пыткам, и, наконец, освобожден в 1991 году.

капитализм, на великом и могучем, империализм, диктатура, Чили

Previous post Next post
Up