Съезд Коммунистической партии Британии: о переходе к социализму
6-7 ноября состоится 56-й Съезд Коммунистической партии Британии с момента ее основания в 1920 году. Генеральный секретарь Роберт Гриффитс задает тон дискуссии перед съездом.
Оригинал:
Morning Star Коммунистическая партия предлагает левую программу ключевых требований, бросающих вызов государственно-монополистическому капитализму, и поддерживаемых антимонополистической конвенцией как основой массового движения.
Этой осенью съезд проанализирует национальную и международную ситуацию, начиная с прошлого съезда в 2017 году; определит стратегические и тактические задачи партии на предстоящий период; и, соответственно, изберет новый исполнительный комитет, который будет руководить его работой.
Складывающий полномочия исполнительный комитет КПБ уже вынес свои резолюции для обсуждения до 56-го съезда и во время его. Внутренняя резолюция начинается с оценки всеобщих выборов 2019 года, которые изменили правила игры.
Главными причинами поражения лейбористов были, во-первых, катастрофическое изменение политики партии с уважительного отношения к результатам референдума ЕС на препятствование Брекзиту и предложению второго референдума; и, во-вторых, носящее классовый характер клеветническое политическое убийство Джереми Корбина, совершенное поддержке и подстрекательстве значительной части парламентской лейбористской партии.
Результатом стало избрание правительства государства, которое поставило интересы крупного бизнеса намного выше интересов рабочих, их семей и широкой общественности, когда разразился коронавирусный кризис. Более того, сама пандемия подтвердила, что экономическая и политическая система Великобритании была разработана для удовлетворения потребностей монополистических корпораций, а не людей.
Отказ консервативного правительства прекратить зарубежные поездки и достаточно рано ввести локдаун; перевод пожилых пациентов Национальной службы здравоохранения в дома престарелых без теста или персонала с СИЗ; преждевременное ослабление мер защиты от Covid; отказ сотрудничать с профсоюзами и обеспечить адекватный режим безопасности на рабочем месте - все это помогло вывести Великобританию на вершину мировой таблицы смертности от Covid.
Но есть и более глубокое объяснение. Как сказано в резолюции съезда: «Десятилетие жесткой экономии и приватизации фатально ослабило потенциал Национальной службы здравоохранения, служб помощи престарелым и гражданских служб экстренной помощи защищать жизни, несмотря на героические усилия персонала и других находящихся на переднем крае и ключевых работников».
Какой контраст с радикальными решительными действиями, предпринятыми в Китае, Кубе и Вьетнаме, где государство, рабочие и народ в целом мобилизовались для отражения удара пандемии!
Обеспечение прибылей компаний было и остается главным приоритетом правительства. Однако в конечном итоге эта преступная халатность унесла не только 152 000 жизней. Это также обходится Казначейству в 407 миллиардов фунтов стерлингов, большая часть которых приходится на субсидии крупному бизнесу.
И снова государственные средства были использованы для спасения капитализма в Великобритании, на этот раз в еще большем масштабе, чем после финансового краха 2008 года.
Кто будет платить по счету - это вопрос, на который мы уже знаем ответ. В весеннем бюджете этого года объявлено о первом раунде сокращения государственных расходов (за исключением финансирования вооруженных сил) и повышении налогов в реальном выражении.
Другая политика правительства, в том числе авторитарные меры по усилению полномочий полиции, судов и разведывательных служб и по ограничению общественных протестов, сигнализирует о возобновлении наступления правящего класса на уровень жизни и демократические права рабочего класса. Первые признаки этого наступления можно увидеть в череде наступлений на рабочие места и заработную плату по принципу «увольняй и нанимай других» со стороны крупных частных компаний.
Неолиберальная экономическая политика - это не отход от «государственно-монополистического капитализма». Государственная власть на уровне страны как никогда безжалостно используется для продвижения интересов монополистического капитала. Это означает, среди прочего, что все формы взяточничества и коррупции, существовавшие при консервативном и лейбористском правительствах до Брекзита, процветают при Борисе Джонсоне.
Консервативный режим Джонсона намеревается изменить Британию, используя популистскую риторику и обманчивые лозунги - «Стройте лучше, чем было» и «Повышайте уровень» для осуществления поддержки более централизованной «свободнорыночной» Британии, в которой капиталистические монополии (не в последнюю очередь «Большая фарма») свободны для добровольных спекулянтов. В битве идей британский национализм и милитаризм используются, чтобы сплотить людей под знаменем борьбы с вызовами правлению консерваторов внутри страны и британскому империализму за рубежом.
Акт о внутреннем рынке лишает парламенты Шотландии и Уэльса полномочий управлять фондами регионального развития и контролировать государственную помощь промышленности.
Такое неприкрытое наступление на соглашение о передаче полномочий подчеркивает случаи того, что Коммунистическая партия называет «прогрессивным федерализмом» (также известным как «радикальный федерализм» в некоторых левых лейбористских кругах).
Коммунисты поддерживают право шотландцев и валлийцев на независимость, и полномочия парламентского большинства Шотландской национальной партии и Зеленых в Эдинбурге на проведение второго референдума. Но вместо следования фиктивной модели независимости, согласно которой Шотландия подчиняется Банку Англии, Казначейству, ЕС и НАТО, мы призываем к максимальным экономическим полномочиям в федеральной Британии.
Федеральная палата, английский парламент и региональные ассамблеи, избранные по настоящей системе пропорционального представительства, укрепят новое конституционное урегулирование, гарантируя большие полномочия Уэльсу и Шотландии и способствуя росту прогрессивного английского патриотизма.
Рабочие и прогрессивные движения должны сохранять единение в борьбе против власти капиталистических монополий и за захват и перераспределение огромных богатств, сосредоточенных в лондонском Сити и британских налоговых убежищах за рубежом.
Чего объективные условия требуют сейчас, так это возврата к классовой политике и единству для создания антимонополистического альянса против британского государственно-монополистического капитализма.
Поэтому акцент в резолюции конгресса делается на способах, которыми большой бизнес, корпорации, государство и монополистические СМИ блокируют путь к прогрессу на всех направлениях. С экономической точки зрения они сопротивляются политике, необходимой для устранения хронических слабых мест несбалансированной экономики Великобритании.
Они делают это за счет недофинансирования промышленности, инфраструктуры и технологий, за исключением субсидируемого государством сектора вооружений, а также образования и профессиональной подготовки, преобладания финансовых институтов и рынков лондонского Сити и чрезмерной зависимости от финансовых и имущественных услуг и доходов от зарубежных инвестиций, отсутствия централизованного планирования и контроля, отказа от налогообложения сверхбогатых и крупных предприятий для финансирования государственных услуг и опоры на долг домашних хозяйств и корпораций для поддержания спроса в экономике.
В экологическом плане неспособность планировать и инвестировать гораздо больше в транспорт с низким уровнем выбросов углерода и возобновляемую неядерную энергию подрывает вклад, который Великобритания должна внести в борьбу с глобальным потеплением.
В социальном плане опора на ориентированные на прибыль строительные компании и землевладельцев в строительстве миллионов необходимых домов явно провалилась - вместо этого мы имеем дело со спекуляциями недвижимостью, ростом цен, распространением вторых домов для богатых и возвращением трущобного домовладения.
Ни одно успешное массовое движение не может быть построено без широкого участия женщин. Но многие оказались в ловушке ненадежной и низкооплачиваемой работы и бедности, усугубляемых несправедливо тяжелым бременем домашней работы и ухода за членами семьи.
Но вместо того, чтобы пользоваться средствами решения проблем, основанными на правах трудящихся, коммунальных услугах и льготах, женщинам приходится быть в арьергарде борьбы по защите недавних достижений от реакционных форм политики гендерной идентичности.
Наша позиция ясна: «Коммунистическая партия не признает антагонистического противоречия между классовой борьбой против угнетения и сверхэксплуатации женщин и кампанией по прекращению дискриминации трансгендеров».
Разумный диалог и дебаты будут способствовать продвижению законных интересов женщин и трансгендеров, а не расколу и разобщенности в профсоюзном, женском и ЛГБТ + движениях.
У правящего класса в арсенале есть еще одно оружие против перспективы единства в антимонополистическом альянсе, а именно расизм. Крупные и мелкие работодатели продолжают получать прибыль от сверхэксплуатации чернокожих, иммигрантов и рабочих без документов.
Расизм уходит корнями в капиталистическую эксплуатацию и империализм. Участие активистов-антирасистов в более широком альянсе против капиталистических монополий, может принести взаимное благо всем включенным в него силам.
Молодежь сталкивается с большим количеством более серьезных проблем в сфере образования, занятости и жилья, чем поколение или два назад. Молодежная Хартия Лиги коммунистической молодежи предлагает путь вперед, и каждое движение нуждается в энергии, навыках, смелости и изобретательности тех, кому достанется в наследство наше общество.
Как подчеркивает резолюция конгресса, «создание такого союза посредством дискуссий, дебатов и действий должно быть теперь высшим стратегическим приоритетом рабочих и прогрессивных движений и левых, включая Коммунистическую партию».
Народная ассамблея напоминает антимонополистический альянс в зачаточном состоянии. Но это должен быть союз, основанный на проведении кампаний на всех уровнях - на рабочих местах и в местных сообществах, а также на национальных шествиях. И он должен не только выступать против сокращений и приватизации, но и предлагать позитивную альтернативу.
Вот почему Коммунистическая Партия предлагают левую программу ключевых требований, бросающих вызов государственно-монополистическому капитализму. Они включают в себя:
- новый зеленый курс инвестиций в создание рабочих мест;
- сокращение военных расходов и диверсификацию оружейной промышленности на гражданские НИОКР и производство;
- государственную собственность на ключевые отрасли промышленности и ЖКХ;
- отмену антипрофсоюзных законов и возврат к коллективным переговорам;
- восстановление полноценной занятости как центральную цель экономической политики;
- отмену расистских законов Великобритании об иммиграции, убежище и гражданстве;
Антимонополистическое соглашение могло бы закрепить такую программу в качестве основы для массового движения, заложив основы для замены нынешнего правительства в Лондоне правительством с левым руководством.
Эти перспективы вызовут разногласия.
Они опровергают эскапизм современной монетарной теории и универсального базового дохода. Они отказываются от поверхностного «антиторизма», пропагандируемого самопровозглашенными «левоцентристами» и некоторыми крайне левыми. Они отстаивают единство рабочего класса против национального сепаратизма.
Вкратце, резолюция отвергает идеализм и дает конкретный, классовый анализ конкретной ситуации, за которым следуют конкретные предложения, указывающие путь к социализму.
Проекты резолюций съезда доступны по адресу: www.communistparty.org.uk/56th-congress.