Наш ответ Керзону-42: Варламов/Кульманов о летчиках-перебежчиках

Mar 12, 2019 01:40

https://varlamov.ru/3338723.html

Среди насмешливых отзывов о Советском Союзе часто можно встретить мнение, что "СССР был военным заводом, раскинувшимся на одной седьмой части суши". Количество военной пропаганды и уровень милитаризации советского общества были чудовищны. Всё в первую очередь делалось под нужды крупной войны, и уже во вторую - под гражданские потребности. Споры вокруг советских расходов на армию ведутся до сих пор. Так, бывшему члену ЦК КПСС Валентину Фалину приписывают оценку военных расходов брежневского периода в 22-23% от валового национального продукта. Встречаются и большие цифры расходов на военку, и меньшие. Но перекос экономики в сторону ВПК отрицать глупо.

Судя по всему, цифра крайне завышена.

И если на миллионах рядовых солдат-призывников деньги экономили всеми возможными способами, то офицеры Советской армии получали хорошее довольствие по сравнению с обычными гражданами СССР. Военная служба была престижна и всячески поощрялась государством. Культ защитника отечества пронизывал всё общество. И всё-таки советские офицеры бежали из страны. Бежала элита - лётчики, разведчики. И если о разведчиках ещё можно порассуждать, что там нередко имел место азарт, жажда острых ощущений от процесса игры на обе стороны, то военные лётчики бежали просто от советской Родины.

Побеги военных лётчиков СССР стали яркой страницей советской истории, потому что это были люди, которые давали присягу, обязывались защищать страну ценой собственной жизни. Это были неглупые люди, которые проходили постоянную идеологическую обработку. В случае неудачи при Сталине им грозил расстрел. Позже они гарантированно получали тюремное заключение, а отдельным беглецам были вынесены и смертные приговоры. Но несмотря на риск, на свой высокий статус в стране, они угоняли современные боевые машины и покидали наглухо запертую с обеих сторон Родину.

Как раз то, что бежали представители элитных профессий (угонов самолета гражданскими летчиками было всего шесть - Скрылевым, Васильевым 26 июня 1973 г. из Ростова, Зосимовым, Ванангсом 27 мая 1983 г. из Лиепаи, Алимурадовым и Свистуновым, из них трое были бывшими военными, уволенными из ВВС скорее всего за дисциплинарные нарушения; Алимурадов руководствовался также не идейными соображениями, а отсутствием повышения и конфликтом с непосредственным начальством), показывает тот факт, что именно те, чье положение в СССР было весьма неплохим, считали, что им положено еще больше.

Рыба сгнила с головы, однако из этого не следует делать вывод о том, что также антисоветским были настроены и массы.

Надо заметить, что бежать из молодого советского государства лётчики начали практически с момента его создания. Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот ещё только формировался, а лётчики покидали его состав, предпочитая сражаться на стороне белогвардейцев. Первый такой побег совершила целая группа лётчиков 11 апреля 1918 года. С Комендантского аэродрома в Петрограде они угнали в Финляндию сразу четыре самолёта "Ньюпор-17". За время Гражданской войны на сторону белых сбежали десятки лётчиков. Было несколько эпизодов, когда бежали и на сторону красных, но то были единичные случаи. И только ближе к окончанию Гражданской войны, когда поражения белых становились всё чаще, белогвардейские лётчики стали массово переходить на сторону Красной армии.

И красные, и белые призывали военных специалистов принудительно; при этом, в начале Гражданской войны, большая часть густонаселенных районов контролировалась красными, таким образом на службу к ним было призвано множество людей, сочувствовавших белым (при этом летчиков заменить было некем). Побеги к белым в такой ситуации были закономерны.

В годы Великой Отечественной войны немало советских лётчиков перешло на сторону немцев. Переходили как самостоятельно, так и в результате вербовки после попадания в плен. Часть попавших в плен лётчиков стали сотрудничать с немцами под угрозой голодной смерти.

Назвать "перебежчиками" людей, спасавших свою жизнь после попадания в плен, трудно.

При этом не стоит забывать об одном важном факторе. При возвращении в СССР попавших в плен военных ждали проверки, которые могли закончиться лагерями. По мнению советской власти, солдаты должны были умереть, но не попадать в плен. Поэтому немцы без особых усилий убеждали попавших в плен советских лётчиков, что им уже вынесены приговоры, и по возвращении на Родину их ожидают в лучшем случае лагеря, а в худшем - расстрел.

Немецкая пропаганда, конечно, убеждала, но не надо повторять ее штампы сегодня. По данным Земскова, из числа военнопленных, репатриированных к марту 1946 г., репрессировано (что могло означать далеко не всегда лагеря и тем более расстрел, но и ссылку) было менее 15 % (и часть, очевидно - за действительное сотрудничество с немцами).

Под давлением обстоятельств и конкретных примеров люди переходили на сторону немцев. Точное количество советских лётчиков, которые решили сотрудничать с гитлеровцами, неизвестно. По данным Йоахима Хоффманна, использовавшего немецкие источники, в 1943 году по ту сторону фронта добровольно перелетело 66 советских лётчиков, в первом квартале 1944 года прибавилось ещё 20.

Не могу сказать о правильности этих конкретных цифр, но выбор источника показателен.

Наиболее известные советски лётчики, воевавшие на стороне немцев - Герои Советского Союза капитан Семён Бычков и старший лейтенант Бронислав Антилевский, полковник ВВС РККА Виктор Мальцев, исполняющий должность командующего ВВС 20-й армии Западного фронта полковник Александр Ванюшин, начальник связи 205-й истребительной авиадивизии майор Серафима Ситник, командир эскадрильи 13-го авиаполка скоростных бомбардировщиков капитан Ф. И. Рипушинский, подполковник Борис Пивенштейн.

Бычков, Антилевский, Пивенштейн, Ситник: не перебежали, а были сбиты и согласились сотрудничать, будучи в плену. Мальцев - в 1937 г. переведен в гражданскую авиацию, арестовывался, был освобожден, на момент начала войны - наземный работник "Аэрофлота". Ванюшин: попал в плен в Вяземском котле.

Мне не удалось найти лишь сведения о том, как на стороне немцев оказался Рипушинский, но по крайней мере совсем остальные - под описание "бегство военных летчиков из СССР" не подходят (Мальцев к началу войну не был военным, остальные не бежали).

Далее идет описание одного побега (Пирогова и Борзова), затем же:

Советское руководство сделало выводы из побега Борзова и Пирогова. Полётные зоны и аэродромы базирования стали стараться относить подальше от границ, чтобы уменьшить вероятность побега лётчиков во время учебных полётов.

Интересно, как можно было "отнести от границ" аэродромы, например, ГСВГ (в Германии) или ЦГВ (в Венгрии и Австрии)?

Далее - столь же детальное описание побега Беленко (нанесшего действительно большой ущерб), при этом автор признает, что "Беленко был довольно-таки конфликтным человеком" и подавал рапорт на увольнение (удовлетвори его начальство - не было бы и побега).

Кроме СССР, бежали за границу лётчики и из других стран социалистического лагеря. Из Афганистана, Вьетнама, Китая, КНДР, Кубы, Сомали, Эфиопии, Югославии, Алжира, Египта, Ирака, Сирии и т.д.

Арабские страны, которые и в период наилучших отношений с ССР признавались лишь "странами социалистической ориентации" и никогда не управлялись компартиями, в качестве "стран социалистического лагеря" - это сильно (при том, что один из случаев бегства пилота из Ирака был именно в СССР, а президент А.С.Ареф, при котором произошло бегство лейтенанта Зухера в СССР, был печально известен массовыми репрессиями не только против курдов, но и против коммунистов).

О прямо противоположных случаях (бегстве американских летчиков Бобби Джо Кизи, Роберто Рамоса Мичелены, Ричарда Пирса и Серафина Санчеса - на Кубу, Либеро Риккьярделли и Райта - в СССР, а также работе на спецслужбы стран соцлагеря военнослужащих ВВС США Томсона и Кэрни, бегстве грека Маниатакиса - в СССР, венесуэльцев Гонсалеса и Рамиреса - на Кубу, Нгуен Тхань Чунга - из Южного Вьетнама в Северный, южнокорейских летчиков в КНДР и тайваньских - в Китай) автор, разумеется, не упомянул.



Нгуен Тхань Чунг

Вопреки советской пропаганде, большинство перебежчиков не были отщепенцами, ищущими красивой западной жизни. Большинство действительно искало свободы. Свободы от лжи, лицемерия, постоянного принуждения думать и говорить согласно линии партии. Люди хотели знать о внешнем мире, читать что угодно, свободно получать информацию. Перебежчики хотели свободно устраивать свою личную и профессиональную жизнь. Сегодня, спустя почти 30 лет после падения СССР, эта мотивация снова становится актуальной. Пропаганда, изобличающая врагов Родины, законы, ограничивающие распространение информации, изоляция страны - с каждым годом эти вещи набирают силу, возвращая нас к тому, что однажды уже закончилось поражением, от чего граждане бежали, рискуя жизнью, всеми доступными способами.

При всех наших претензиях к нынешнему правительству, завершающий абзац звучит как откровенный призыв снова, как в 1990-е, сдаться на милость США всей страной. С законами, ограничивающими распространение информации, бороться надо, но ассоциировать со "свободой" США, поддерживающие реакционные режимы от Колумбии до Украины - спасибо, такая "свобода" нам не нужна.

И уж тем более остается открытым вопрос - считает ли автор, что "искали свободы" и являются "лучшими людьми" (см. заголовок) и перебежчики к немцам?!

Великая Отечественная война, власовцы, Холодная война, наш ответ Керзону

Previous post Next post
Up