Рубрика "точки над i" посвящена различным оппортунистическим и ревизионистским партиям и движениям (а также странам, находящимся под управлением таких партий, как Китай или Греция) с указанием, почему они не являются коммунистическими или почему их "социализм" не имеет ничего общего с марксистским.
В этом выпуске мы переходим к России и раскрываем тему крупнейшей из оппортунистических партий - КПРФ.
Создана фактически в феврале 1993 г. и позиционировавшая себя как преемника запрещенной в августе 1991 г. КП РСФСР (недолговечной республиканской компартии - до 1990 г. отдельной компартии в РСФСР не существовало), чем отличалась от других созданных тогда компартий (большей или меньшей степени радикальности), сформировавшихся из движений, которые были фактически самостоятельными уже в 1990-91 гг. Инициатором избрания Зюганова главой партии вместо возглавлявшего КП РСФСР перед роспуском и оставшегося в партии Валентина Купцова стал известный националистическими взглядами генерал Макашов.
Взлету известности КПРФ обязана именно тем, что в решающий момент отказалась от борьбы - заявив 21 сентября поддержку Верховному совету, 2 октября 1993 г. Зюганов сделал крайне двусмысленное заявление со словами "Мы все с вами не заинтересованы, чтобы в ближайшие дни не произошло никаких стычек, никаких конфликтов".
Click to view
3-4 октября 1993 г. руководство КПРФ осталось в стороне от решающих событий - несмотря на это, кратковременно партия была запрещена, но еще в октябре вновь разрешена и допущена к выборам, тогда как преследования против других организаций. поддержавших Верховный совет, продолжались до амнистии 1994 г.
Получив известность как "основная" компартия страны, КПРФ в условиях непопулярности Ельцина и его ставленников на местах провела значительное количество губернаторов на выборах, а в 1995 г. получила 22 % голосов и приобрела крупнейшую фракцию в Госдуме (блоку "Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз", основой которого была РКРП, до проходного барьера не хватило менее полпроцента).
История выборов 1996 г. известна - хотя в точности факт фальсификации результатов выборов не установлен, но протест против переизбрания Ельцина мог быть действенным, даже если резульаты были подсчитаны верно.
В начале 1998 г. Госдума с участием КПРФ и союзных ей групп утвердила с третьего раза кандидатуру Кириенко на пост премьера - избежав пойти на обострение политического кризиса в момент, когда экономический обвал был уже неминуем.
Если избрание Примакова вместо предлагавшегося Черномырдина можно отчасти назвать успехом КПРФ (член которой Маслюков стал у Примакова заместителем), то в дальнейшем КПРФ позволила избрать главой правительства Степашина, затем и Путина.
В конце 1999 г. КПРФ лишилась большинства в Госдуме, а потом, еще до отмены прямых выборов губернаторов - почти всех губернаторских постов (при этом часть губернаторов, избранных от КПРФ, перешла в "Единую Россию").
Об идейной составляющей КПРФ написано уже очень много (
например), формальные клятвы социализму и интернационализму в программе у них сочетаются с национализмом, когда дело доходит до конкретных вопросов (см. избирательную кампанию Ивана Мельникова в мэры Москвы в 2013 г. с антимигрантской риторикой - притом, что среди деятелей КПРФ Мельников отнюдь не считается наибольшим националистом
Разгон московский и петербургской организаций КПРФ, произведенный в 2009-2010 гг. центральными руководящими органами, привел к формированию Объединенной компартии, основу которой вначале сохраняли выходцы из КПРФ, исключенные за интернационалистскую позицию (объявленную "неотроцкизмом").
Довершил падение КПРФ (и так связанной со множеством крупных бизнесменов, в свое время - даже с Ходорковским) окончательный переход к поддержке беспартийных и безыдейных буржуа на выборах (
Грудинин - президентские,
Кумин - мэра Москвы).