На каждом километре-33: интернационалисты и шовинисты в социал-демократии ПМВ, ч. 13: Венгрия

Aug 27, 2018 01:03

Начало:

Накануне
Германия
Франция
Италия
Великобритания
США
Скандинавы
Испания
Нидерланды
Бельгия
Швейцария
Австрия

Весьма трагичными оказались последствия оппортунизма социал-демократов и в Венгрии, где большинство социал-демократов также заняло оппортунистическую позицию.

В отличие от стран, где военная истерия захватила все буржуазные партии и официальную социал-демократию, в Венгрии оппозиционные двуединой монархии и войне настроения были представлены даже в среде либеральной буржуазии. Как и в России, предпосылки для революции были во многом заложены в крайнем архаизме политической системы - избирательное право в стране имело лишь незначительное меньшинство населения, и правительство представляло наиболее реакционные аристократические круги.

Социал-демократы, в большинстве своем занимавшие социал-пацифистские (но не революционные) и имевшие сильные позиции в профсоюзном движении (что еще сыграет свою роль), стали союзниками либерала графа Михая Каройи (занимавшего буржуазно-демократическую и формально антивоенную, а фактически во многом проантантовскую позицию). 31 октября 1918 г. в Венгрии произошла буржуазно-демократическая революция, основную роль в которой сыграли рабочие, однако власть досталась буржуазному кабинету Каройи, поддерживавшемуся и социал-демократами. 16 ноября 1918 г. Венгрия была провозглашена народной (!) республикой, а одной из неофициальных опор правительства стали пока еще социал-демократические Советы - ситуация весьма напоминала Россию после Февральской революции.

Провозгласив независимость страны, социал-демократы и буржуазные либералы ожидали, что Антанта будет воспринимать Венгрию как новое государство, основанное на праве на самоопределении, а не как побежденных. Однако их надежды на оправдались - Антанта сделала ставку на государства, крайне враждебные Венгрии (новопровозглашенную Чехословакию, Румынию, Сербию и Государства словенцев, хорватов и сербов, вскоре объединившиеся в Королевство СХС). Страна оказалась в блокаде Антанты, требовавшей всё больших уступок, и это резко ухудшило ее экономическое положение.

Тем временем уже в ноябре 1918 г. в Венгрию вернулись Бела Кун и Тибор Самуэли, создатели группы венгерских военнопленных при РКП(б), и была образована Партия коммунистов Венгрии, куда вошли и недовольные политикой своей партии левые социал-демократы.



К концу зимы 1919 г. коммунисты были уже более популярны среди будапештских рабочих, чем социал-демократы.

После очередного ультиматума Антанты о расширении оккупированным территорий в марте 1919 г. правительство ушло в отставку, а получившие власть от буржуазных партий социал-демократы не обладали силами, чтобы ее удержать в одиночку, и поэтому пошли на блок с коммунистами. Партии объединились в Социалистическую партию Венгрии, а страна была провозглашена советской республикой.

Дуализм в республике проявился уже в формировании высшего государственного и военного руководства: главой правительства стал социал-демократ Шандор Гарбаи, но не менее влиятелен был нарком иностранных дел коммунист Кун; армию возглавил правый социал-демократ Вильмош Бём, тогда как начальником штаба был куда более левый по взглядам полковник старой австро-венгерской армии (хотя членом компартии он стал только через несколько лет после поражения революции) Аурел Штромфельд.

Как и Советская Россия, Венгрия оказалась в кольце фронтов (мирной была лишь граница с Австрией), и перспективы соединения с Советской России были связаны прежде всего с борьбой против Румынии. В конце апреля румыны захватили восток Венгрии (чему способствовала измена командира Секейской дивизии Кратохвила), а потом и Закарпатье - ближайшую к Советской России местность ВСР. В свою очередь Советской России сосредоточиться на борьбе с Румынией не дало наступление Деникина и мятеж Григорьева.




Добиться военных успехов ВСР удалось в Словакии, где она успешно наступала до июня 1918 г., но после предъявленного Антантой ультиматума именно бывшие социал-демократы согласились оставить Словакию в обмен на обещанный вывод румынских войск с востока Венгрии. Именно это и стало одной из причин краха революции - обещание таки не было исполнено Антантой, и ВСР лишь упустила свой успех (потеряв и союзную Словацкую Советскую республику); Штромфельд в знак протеста ушел в отставку.

Попытка выбить румынские войска с территории Венгрии в июле 1918 г. оказалась неудачной из-за саботажа офицеров, передавших план наступления румынам, а 1 августа 1918 г. социал-демократам удалось в условиях румынского наступления добиться отставки советского правительства - среди организаоторов смещения правительства оказались не только профсоюзник Пейдль, но и бывший нарком по военным делам (а на тот момент - посланник в Австрии, где он и вступил в сговор с Антантой) Бём.

Однако социал-демократы оказались Антанте также не нужны: через несколько дней в Будапешт вступили румынские войска, а на неоккупирвоанных территориях власть захватили откровенно контрреволюционные силы во главе с адмиралом Хорти, устроившие массовый террор.

В утешение социал-демократам остался лишь статус легальной партии при хортистском режиме, тогда как коммунисты оказались загнаны в подполье. Кун, нарком финансов Варга (в будущем известный советский экономист) и многие другие оказались интернирвоаны в Австрии, откуда смогли впоследствии перебраться в Совесткую росиию, тогда как один из создателей ПКВ Тибор Самуэли и многие другие коммунисты стали жертвами террора, а Штромфельд провел несколько лет в тюрьме.

Первая мировая война, на каждом километре, социал-демократы, оппортунизм, Венгрия

Previous post Next post
Up