В окрестностях крупных финансовых центров, в которых вращаются большие деньги, одной из главных экологических проблем является захват природных территорий под застройку. В регионах же, где эти богатства создаются (нефтегазоносных районах Севера и Сибири, крупных индустриальных зонах), проблемы иные: там люди, как правило, страдают от промышленного загрязнения. Подмосковный Солнечногорск относится к бедолагам второго типа.
ООО «Лемарк» со стороны СНТ.
Хотя в целом Московская область считается богатым «коттеджным» регионом, там есть и подобные промышленные лакуны. Так, в Солнечногорске находится три химических производства, причем относительно «свежих» (первое открылось в 2006 году). Это ЗАО «ЗНП «Сенеж», ООО «ЗПП «Пларус» (ныне ООО «Экопромпластик») и ООО «Лемарк». Причем строительство и запуск двух последних местные активисты считают незаконными. На первом идет синтез ПЭТФ-гранулята (ЗНП «Сенеж»). На втором делают вторичный ПЭТ-гранулят. На третьем, кроме всего прочего, по неофициальной информации, идет нелегальный синтез фенол-формальдегидной смолы (примечательно, что в 60 метрах от завода находится садоводство).
Читатель может возразить, что приведенные химические термины звучат таинственно и устрашающе, если не знать, что за ними стоит. В той же Европе подобные производства успешно функционируют и необязательно вызывают нарекания. Однако там другие и технологии, и контроль, и степень прозрачности информации об этом контроле…
Так или иначе, но с середины 2000-х годов, как раз после открытия первого завода, в Солнечногорске поползли слухи о росте числа онкозаболеваний. Конечно, эти данные нуждаются в проверке, как любые слухи. Когда рядом работает химическое производство, люди склонны обвинять в своих проблемах со здоровьем именно его. Однако объективной проверки, несмотря на многочисленные просьбы местных жителей, добиться почему-то не удалось. Что, конечно, только усилило опасения. А главная надежда - Роспотребнадзор - вместо того, чтобы услышать людей, принял решение о сокращении санитарно-защитной зоны завода, относящегося к первому классу опасности.
Наталья Морозова, экоактивист, житель города:
«Ранее в Солнечногорске онкозаболеваемости практически не было. Доброкачественных опухолей, правда, было много, вполне вероятно, что из-за большого количества воинских частей со спецоборудованием (это я сужу по многочисленному кругу знакомых: за все время проживания в Солнечногорске, с 1974 года до 2006 годы, я знаю только двоих, кто лечился от рака). А вот после 2006 года пошел вал заболеваемости. Даже если взять наш дом - пятиэтажку - то в каждом подъезде есть заболевший или умерший от онкологии. А на ул. 2-я Бутырская, состоящей из 15-18 частных домов, в половине из которых живут не круглогодично, а как на даче, в течение 2010 года пять человек умерли от рака, и одному была сделана операция с тем же диагнозом».
Разумеется, сразу встал вопрос об официальной медстатистике. Попытка получить ее от имени частного лица ни к чему не привела.
«Главврач Центральной районной больницы в частном разговоре сообщил, что они вели статистику по новообразованиям в целом, т.к. злокачественных новообразований (ЗН) раньше было меньше десятых долей процента. А где-то начиная с 2007 года пошел вал онкологии, и они были вынуждены ввести дополнительную графу по ЗН в отчетности. Но свои слова подтверждать документальными цифрами врач наотрез отказался. Примерно в 2010 году я разговаривала с одной знакомой из медперсонала ЦРБ, которая занималась лабораторными анализами. Она сообщила, что в последнее время из 5 проб на подтверждение онкодиагноза 3 положительных», - добавляет Морозова.
Инициативная группа постаралась, насколько это было возможно, поднять тему до горячей информационной ротации. Использовался собственный интернет-ресурс и лояльное Солнечногорское ТВ. Были сделаны запросы в Роспотребнадзор различных уровней. Реакция последовала: в районной администрации провели пресс-конференцию, где было заявлено об «уверенном снижении» показателей по новообразованиям с демонстрацией таблиц.
Однако цифры 2011 и 2012 гг. вызывали сомнения, которые были подтверждены письмами из Роспотребнадзора. Вот только чиновники заподозрили статистиков не в занижении, а, напротив, в завышении показателей онкозаболеваемости! И потребовали исправить. Минздрав Московской области провел проверку «ведения учетно-отчетной медицинской статистической документации в Солнечногорском районе и выявил неточности в ее ведении, что сказывается на увеличении показателей заболеваемости в Солнечногорском районе», о чем и сообщила главный санитарный врач Московской области Ольга Гавриленко в
письме №3180-2ж-3 от 7 августа 2012г. После «уточнения методики подсчета» официальные цифры заболеваемости новообразованиями в Солнечногорском районе сразу снизились.
В ответ на запрос от «Транперенси Интернэшнл» зам. главы Роспотребнадзора Ирина Брагина
в письме № 09-3952-12-16 от 6 июля 2012 сообщила, что в Солнечногорске заболеваемость новообразованиями исторически была высокой. Отсюда делается вывод, что работа химических производств не повлияла на их рост. Эту информацию активисты восприняли скептически.
Роспотребнадзор дает добро
Вместо того, чтобы принять меры и успокоить людей, Роспотребнадзор раз за разом предпринимал шаги, ведущие к росту напряженности. В 2000-х годах были многократно сокращены санитарно-защитные зоны (СЗЗ) химпредприятий Солнечногорска. Началось с того, что для ЗНП «Сенеж» установили СЗЗ многократно меньше нормативной: 100-200м вместо 1000.
ЗНП «Сенеж» и ООО «ЗПП «Пларус» со стороны микрорайона «Рекинцо-2».
Аналогичным образом для предприятия был установлен 3-й класс опасности (хотя в классификаторе СанПиН подобные производства имеют 1 класс опасности). Напомним, что предприятие занимается одностадийным синтезом ПЭТФ-гранулята, сырьем для которого являются терефталевая кислота (1-й класс опасности) и этиленгликоль (3-й класс).
И СЗЗ, и класс опасности были окончательно утверждены на основании замеров, которые проводила подведомственная Роспотребнадзору лаборатория ИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области». Она заключила договор с химпроизводством и получала свою работу деньги, поэтому трудно было надеяться на независимость результатов. По мнению инициативной группы, для надежности на время замеров (4 раза в год в течение первых 2-3 лет) химпроизводство останавливалось. А так как первые два года химзавод работал без фильтров, период остановки безошибочно ощущался физически. Фильтры установили лишь в 2008 после предписания областной прокуратуры. Добавим, что вскоре после подписания документов о снижении СЗЗ для ЗНП «Сенеж» тогдашний главный санитарный врач Московской области Эмилия Коваленко ушла на пенсию.
Следом по этой же схеме была сокращена СЗЗ завода ООО «Лемарк». Как уже было сказано, к законности создания этого предприятия у местных жителей много вопросов. Оно возникло под предлогом «реконструкции» цеха на заводе по изготовлению паркета «БАМО-паркет». В этом «цехе» разместилось производство полного цикла по изготовлению декоративных плит слоистого пластика (включая синтез фенол-формальдегидной и меламин-формальдегидной смол) в объеме 6 млн кв. метров в год.
«Сначала все строится и монтируется без каких-либо разрешений, а потом оформляется, - утверждает Наталья Морозова. - Также на основании «расчетов». Газ не подведен для окислителя, но уже вовсю идут «пуско-наладочные работы». И даже в проекте отмечено, что свои отходы химпроизводство будет возить автоКНСками (!) [канализационная насосная станция] через весь город на городские очистные, когда очистные и так не справляются с объемами». На этот раз уже федеральный Роспотребнадзор рекомендует территориальному установить границы СЗЗ от 270 метров в сторону заводской автостоянки и до 30 метров в сторону садоводства «Надежда».
В заключение следует упомянуть последнее из трех предприятий - ЗПП «Пларус», оно же ООО «Экопромпластик», изготовляющее вторичный ПЭТ по технологии «из бутылки в бутылку». Производство, по словам участников инициативной группы, было построено и введено в эксплуатацию самовольно, поэтому не делало ОВОСа и не проходило Главгосэкспертизу. Поэтому официальные сведения о технологии и перечень опасных выбросов по этому предприятию отсутствуют.
Есть ли решение?
Со стороны очевидно, что главная системная проблема Солнечногорска - это отсутствие независимых и заслуживающих доверия замеров загрязняющих выбросов. Как следует из ответов чиновников, у контрольно-надзорных органов отсутствует материальная база для проведения систематических замеров. Контрольно-надзорные мероприятия осуществляются преимущественно на бумаге. Лаборатории, имеющие право проводить замеры, аккредитуются Роспотребнадзором (налицо конфликт интересов). В свою очередь, замеры, производимые экоактивистами, не имеют юридической силы. При этом федеральные СМИ систематически замалчивают проблему, а из уст чиновников уже звучали обвинения в адрес активистов, которые-де борются не за чистоту окружающей среды, а за смену политической власти в стране.
Впрочем, судя по списку требований солнечногорских активистов, они продуманны, взвешены и не выходят (по крайней мере, пока) за пределы природоохранной проблематики. Вот они:
1.Получение достоверной и легитимной информации по загрязнениям через создание системы постов экомониторинга и эксплуатирующей их структуры, вызывающей доверие (однозначно это должен быть не Роспотребнадзор);
2. Создание официальной площадки (интернет-ресурс) для публикации ежесуточных сведений о состоянии атмосферного воздуха, поступающих с постов экомониторинга;
3. Выявление загрязнителей на основании экомониторинга и неотвратимое ощутимое наказание по каждому случаю выбросов;
4. Формирование адекватного списка опасных производств федерального уровня, адекватное присвоение класса опасности;
5. Формирование банка данных по применяемым технологиям опасных производств, включая информацию о структуре и объемах реальных выбросов, а также по опасным веществам.
Почему нужны именно стационарные экопосты? Химпроизводство - процесс непрерывный. Следовательно, выброс может произойти в любое время. Кроме того, у бесконтрольного производства всегда есть возможность сэкономить на издержках - пустить отходящие газы, минуя фильтрующую систему; можно несвоевременно менять фильтры. Поэтому контроль должен быть постоянным.
Пример: в сентябре 2014 проводился очередной замер максимально-разовой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, который показал превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) фенола в 1,63 раза. Отдел экологии администрации всякий раз отказывается от идеи среднесуточных замеров, ссылаясь на отсутствие средств. Однако причины упорства глубже, так как, нормативы по среднесуточным ПДК жестче. Если бы замер в сентябре проводился в течение суток, что было бы логично, превышение ПДК фенола было бы более чем в 5 раз. Что такое фенол, наверное, всем известно. Вот справка из первого попавшегося
интернет-справочника: «Фенол обладает хронической токсичностью, негативно воздействует на генетику, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров. Оказывает сильное действие на центральную нервную систему».
На проверки денег нет
Как можно заметить, жители не просто жалуются, но предлагают вполне конкретную позитивную программу действий. Уже на основании одного этого, власти должны вступить с активистами в диалог. Пока же люди получают одни отписки. Почему? Неужели все дело в банальной коррупции? Или в том, что ответственные лица, которые отмахиваются от проблем солнечногорцев, сами не живут в зоне опасных производств?
В этом году районная администрация прислала письмо, в котором, в частности, говорится: неприятные запахи в городском воздухе наличествуют из-за того, что «в южной промзоне мкр. Рекинцо проводились работы по разогреву битума для ремонта кровли». Т.е. надо полагать, что до 2006 года (появление в городе 1-го химзавода) такие работы (разогрев битума) не проводились, раз люди не жаловались на химические запахи…
А пока что все отписки, полученные с декабря 2014 по март 2015 гг. из разных ведомств, объединяет рефрен: установка постов экомониторинга невозможна из-за недостаточного финансирования.
Законодательная справка
СанПиН2.1.6.1032-01
5.2. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа «Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест».
5.3. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.
ГОСТ 17.2.3.01-86
2.6. Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 100 тыс. жителей, 2-3 поста - 100-200 тыс. жителей, 3-5 постов - 200-500 тыс. жителей, 5-10 постов - более 500 тыс. жителей, 10-20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей.
Ирина Андрианова,
Bellona