Направления в трансгуманизме.

Feb 15, 2009 19:28


Предисловие к текстам 2.1-2.4. Вторая редакция от 21.03.2013.Задача следующих текстов - углубить круг представлений, объединяемых понятием «трансгуманизм». В этой связи мы сталкиваемся с настоятельной необходимостью введения терминов, разграничивающих существующие направления в общем течении культуры, ассоциируемом сегодня с этим словом.
В первую очередь следует выделить ставшее наиболее массовым направление «пропагандируемого трансгуманизма». Он может быть определен как широкое распространение идеи о возможности уже сегодня или же в ближайшем будущем изменения природы Человека с помощью технологии. Кроме позитивного восприятия и нетерпеливого ожидания этой возможности его ключевой особенностью является убеждения в сохранении наших социальных институтов в том духе, в каком мы их строили на протяжении последних столетий. Этот вид трансгуманизма не содержит ни новой философии, ни новой идеологии, и может рассматриваться как политическая идея, сторонники которой объединены не экономическими интересами или культурными традициями прошлого, а стремлением приблизить и пережить Самое Большое Приключение в Истории. Консерватизм этой позиции наиболее наглядно проявляется в требовании сдерживания «авангарда» - наиболее «далеко ушедшие» представители вида должны жертвовать своим временем и средствами ради потенциального блага большинства расы.
Направление, которое предлагается именовать «радикальным трансгуманизмом» возникает из рационального анализа постулата о возможности сохранения характера наших социальных институтов в ближайшем будущем. Оно возникает в ходе современной дискуссии о предполагаемых последствиях широкого распространения ожидаемых технологий. Вместе с попыткой конструирования новой философии, идеологии и этики для общества будущего это направление характерно основанной, в конечном счете, на скепсисе в оценке нашей способности к предвидению, зашитой права на свободное исследование Человека и экспериментов над самим собой. Радикальный трансгуманизм предполагает как путь наиболее социально мягкого, бесконфликтного прохождения сингулярности ускоренный отрыв авангарда от основной массы Человечества.
Как, в первую очередь, полемику с обеими названными выше направлениями в трансгуманизме нужно выделить «футурологическую биоэтику». Она характерна, в противоположность трансгуманизму, осторожным, опасливым, консервативным подходом к идее вмешательства в природу Человека, основанном на подчеркивании в первую очередь негативных последствий такого вмешательства. Несмотря на традиционное противопоставление «трансгуманизм vs биоэтика», выгодное обеим дискутирующим сторонам как средство привлечения общественного внимания, футурологическая биоэтика несет в своей основе философию «охраны» наступающего Золотого Века, поддерживаемую также и многими трансгуманистами.
Направление деятельности, постепенно затрагивающее все большее число людей, может быть названо «прагматическим трансгуманизмом». Он может быть определен как попытка сегодня предпринять возможные практические шаги, обеспечивающие личный доступ к технологиям завтрашнего дня. Как сформировавшиеся в этом течении самостоятельные направления можно назвать крионику и научный иммортализм.
Таким образом, футурологическая биоэтика, пропагандируемый, радикальный и прагматический трансгуманизм составляют полную группу возможных выборов для каждого из ныне живущих людей в его представлениях о предпочтительном будущем. Каждая точка зрения имеет свои аргументы «за», своих сторонников и свою оппозицию. Окончательный выбор совершит История, но нельзя исключить и возможность сосуществования очень долгое время идущих различными путями ветвей Человечества.
Previous post Next post
Up