Mar 29, 2023 11:55
Ортега-и-Гассет в 1930 г., в гуще политических событий, захлестнувших Испанию, прочел в Мадридском университете публичную лекцию по вопросам реформы образования. Идеи и соображения оказались выходящими за рамки лекции и впоследствии автор переработал свои тезисы, придал им литературную форму, структурировал и они были изданы как набор последовательных статей в газете El sol.
Казалось бы, где мы и где Испания перед гражданской войной? И при этом мысли и тезисы автора удивительно актуальны. Выписал кратко некоторые из них, что привлекли мое внимание
1. Требование реформ и изменений должны формулироваться в созидательной манере, а не путем отрицания: надо сделать А и В (создать систему инженерного образования в России), не должно быть «избежать С (Болонской системы)».
2. Практически всегда (при начале реформ) есть воодушевление, но нет веры (что это реализуется). Вера (и, соответственно, успех изменений) приходят тогда, когда помимо фантазеров и желающих менять есть те, кто это может сделать и/или, кому это надо. Практически ленинский тезис, что нельзя сопротивляться тем идеям, время которых пришло.
3. Помимо наличия социальной группы, которая может провести реформу, она (группа) должна быть институционализирована и обладать способом выражения своих желаний (партия, РСПП и т.п.). Если это отсутствует - реформа обречена; она выродится в формальные действия, как правило, направленные «против» (индикаторы, нет взяткам и пр.)
4. Любые реформы осуществляются для общества и страны, в рамках которых они действуют. Нельзя делать их подражая зарубежным примерам: английская система растет лишь на английской (общественной) почве. Поэтому любые реформы - это не просто институты, а совокупность многого; все действия в конкретной стране неизбежно будут «национальными», иначе это профанация.
5. Университет не существует изолированно; он погружен в социальную жизнь и является ее отражением. Действия в образовательной системе не могут рассматриваться и анализироваться изолированно.
6. Университет в первую очередь и прежде всего дает высшее образование, которое должен получить средний человек (массовость запроса! Иначе это не университет, а нечто «элитарное»). Не должно быть «превосходства», есть среднестатистический человек. В этой парадигме все центры превосходства и т.п. - нарушают логику университета. Они нужны, но не должны стать главной целью.
7. Университет должен выполнять следующие функции в порядке убывания важности:
1) Формирование «культурного человека» (человеческий капитал);
2) Подготовка и обучение интеллектуальным профессиям (кадры)
3) Наука
8. Принцип экономии. Университет должен исходить не из того, что хочется (нужно), а из того, что возможно (с максимальной результативностью):
- Необходимо оставить только те знания, которые представляются строго необходимыми для студента (для его эффективной жизни);
- То, что признано необходимым, должно быть урезано до того, что реально и в полном объеме может постичь студент за ограниченный срок.
9. Не стоит смешивать науку - подготовку квалифицированных кадров - обучение «культуре». Хороший ученый не есть хороший педагог и наоборот. Все важно, но не взаимозаменяемо. Университет должен существовать в окружении научных и культурных организаций, не подменяющих его. Они питают вуз, но не подменяют. Т.е. НОЦ, ЦКП, студклубы - должны быть, но не должны быть главными в деятельности вуза.
10. Наука -язык современный культуры (Европа - это интеллект!). Поэтому без науки нет культуры и, как следствие, нет университета. Но при этом жизнь не оглядывается на науку, жизнь строится культурой. А университет - это элемент реальной жизни, т.е. он встроен в структуру общества, учитывая культуру и науку. Более того, университет (система образования) должен вмешиваться в современность.