ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОКУПКИ: от ненависти до любви

Feb 21, 2016 18:42

          Недели три назад мне пришлось совершить покупку, к которой я мысленно готовилась в течение последних нескольких месяцев (если не года). По совету офтальмолога я приобрела очки. Для зрения. С диоптриями. Казалось бы, ну и что тут такого? В России, как и во всем мире, всегда было достаточное количество людей, страдающих слабым зрением и вынужденных справляться с данным недугом при помощи линз или очков. Это неудивительно, поскольку в современном «продвинутом» мире человека окружает множество факторов, влияющих на остроту зрения: работа за компьютером, телевизоры, всевозможные гаджеты, чтение и многое другое.
          Несмотря на это, я уверена, найдется достаточное количество людей, которые поймут мой страх и недовольство. Дело в том, что впервые мне пришлось надеть очки в 6 лет, когда я пошла в первый класс. Они были на мне все время, с утра до вечера, в школе, дома и на улице. Я ничего не могла поделать, поскольку мое зрение тогда оставляло желать лучшего, и очки были совершенно необходимой потребностью, способом улучшить физические данные. Многим, кто носил очки, особенно в детском возрасте, приходилось несладко. Мало того, что обладатели сего изделия нередко награждались весьма неприятными прозвищами вроде классического «очкарика» или «заучки», так еще и зачастую подобрать аккуратную и стильную модель было чрезвычайно сложно. Да и в принципе, по моему мнению, понятие стиля тогда никак не соотносилось с очками. Очки были моими постоянными спутниками на протяжении как минимум 6-7 лет, пока я не сломала третью или четвертую пару и не решила, что это знак, и за новыми идти уже не следует, благо к тому времени мое зрение уже достаточно выправилось.


Фото со страницы http://chert-poberi.ru/interestnoe/16-problem-s-kotorymi-stalkivayutsya-ochkariki.html
          Радости не было предела. Ненавистные очки остались в прошлом - так я думала тогда. Но началась студенческая жизнь, учеба в университете, работа за компьютером, внушительные списки литературы, сочинения, статьи и, как следствие, усталые, слезящиеся глаза. Отсюда логично вытекала потребность в защите зрения. Вопрос об использовании контактных линз даже не возник ввиду панического страха засовывать инородное тело в свой глаз, поэтому выбор пал на очки.
          Как только я перешагнула порог салона оптики, унылое настроение вмиг испарилось. Процесс выбора оправы оказался на удивление увлекательным, а перспектива носить очки уже не выглядела столь удручающей. На протяжение получаса я перемерила несколько десятков изделий, постоянно задаваясь вопросами: выгляжу ли я стильно, как сочетаются цвет оправы и цвет моих волос и глаз, подходит ли изделие к форме моего лица. Наконец, вот он, идеальный вариант, который уже и не хочется снимать! Как стал возможен этот шаг от ненависти до любви? Почему сейчас так, а раньше было иначе? Что изменилось за последние 10 лет?
          Что если проследить логику выбора продукта? Раньше, для того чтобы выбрать очки, мне необходимо было лишь удостовериться, что они нигде не давят и не перекошены, ведь основная потребность, которую они были призваны удовлетворить - улучшение зрения, а говоря в общем, улучшение моего здоровья. Теперь же меня волновали десятки других аспектов, каждому из которых выбранная модель должна была соответствовать. Я не хотела, чтобы меня ассоциировали с учительницей, не хотела выглядеть смешно, не хотела выглядеть старше своих лет, поэтому отказалась от слишком тонкой оправы и от яркого цвета. Мне важно, как меня будут воспринимать окружающие люди, отсюда потребность самопрезентации, создания определенного образа. Данная потребность в той или иной степени свойственна всем, ведь именно она заставляет нас выбирать определенную одежду и обувь, покупать определенные машины и гаджеты, смотреть определенные телеканалы, даже вести себя определенным образом. Все это делается для того, чтобы удовлетворить потребность самопрезентации. Выходит, что и очки наряду с одеждой являются отличным способом самовыражения.
          Не малую роль сыграл тот факт, что в последнее время очки все чаще воспринимаются не как необходимость по медицинским показателям, а как модный и стильный аксессуар, способный изменить хозяина до неузнаваемости. Доказательством служат, к примеру, российские знаменитости, использующие очки для создания нового образа. Неудивительно, что многие люди, не имеющие проблем со зрением, поддержали процветающую тенденцию и бросились подбирать оправы на свой вкус, благо сейчас потребителю предоставлен колоссальный выбор моделей разнообразных форм и расцветок.


Фото со страницы http://ru.hellomagazine.com/moda/stil-zvezd/679-rossiyskie-znamenitosti-v-ochkakh-bez-dioptriy.html


Фото со страницы http://ru.hellomagazine.com/moda/stil-zvezd/679-rossiyskie-znamenitosti-v-ochkakh-bez-dioptriy.html
          Стоит отметить, что, безусловно, подобная тенденция только на руку производителям оправ, ведь раньше их клиентами были только те, кто нуждался в корректировке зрения, а теперь к ним прибавились люди, стремящиеся соответствовать моде. Модно быть строгим интеллектуалом, знатоком мира моды, не похожим ни на кого эксцентриком? Производители позаботились, чтобы потребность в создании любого из этих образов можно было с легкостью удовлетворить при помощи пары стильных очков.
 

Фото со страницы http://zhenskii-portal.ru/moda/ochki-kak-aksessuar-dlya-devushki.html
          Таким образом, на примере одной покупки можно проследить, как с течением времени может трансформироваться назначение одного и того же продукта. Если раньше очки были призваны удовлетворить потребность человека в исправлении физического недостатка, то теперь это еще и стильный аксессуар, направленный на удовлетворение потребности в самопрезентации, создании образа.

самопрезентация, мода, покупки, потребление как дискурс, потребность, simonian, очки

Next post
Up