"Шедевр" из-под "кальки".

Mar 09, 2016 22:37


Свой очерк я бы хотел начать небольшим эпиграфов из строчек песни:

Мы живем в неудачное время
И не нами гордится наш век.
Мы как все, вместе мы поколение,
Только каждый из нас человек.
Говорят, здесь не наше дело
И не нам перестраивать мир.
Только нас по душе задело,
только нас этот мир пленит.
Мы, как и все, но наша жизнь стремление.
Мы как и все, но только смотрим дальше.
Мы просто новое, живое поколение
И жить хотим без зависти и фальши.

От поколения к поколению, рывками или постепенно, но уклад жизни людей изменяется. На протяжении множества лет в нашей культуре господствовал классический консьюмерим, "стандартизированное" перепотребление и "вещизм". Но время шло и насмену данному паттерну поведения пришёл новый и новая культуры потребления - креативный коньсюмеризм. Отличительной его чертой является ориентация на реализацию человека в сфере творчества, на проявление им своих креативных способностей, своей индивидуальности. Ориентация "на соседа" изменяется на ориентацию "на себя". Люди всё больше и больше уделяют внимание саморазвитию, поиску путей самовыражения и возможностей реализации своих индивидульных особенностей и способностей.

Но, к сожалению, "потребительский экстаз" в виде обилия и переизбытка товаров и услуг привёл к тому, что многие ремесленические виды деятельности и способы самовыражения вышли за пределы массового увлечения или образа жизни. Если раньше каждая хозяйка умела шить, а каждый хозяин был в состоянии провести дома ремонт, то теперь, в связи с обилием предложения профессиональных услуг в данной области и относительной возможностью большинства ими воспользоваться, надобность в данных способностях отпала.  Многие навыки, которые часто передавались из поколения в поколения, сейчас, в большистве своём, забыты.

Но сейчас люди всё больше и больше хотят быть вовлечёнными в творчество, они хотят выделяться, "креативить". Данная тенденция вызвана несколькими причинами. первая состоит в том, что наши образовательные стандарты и стандарты развития личности очень сильно возросли, но работа не удовлетворяет потребностям, которые соответсвют уровню развития личности. В связи с этим неудовлетворённость своей занятостью на работе сублимирует в виде увлечений, хобби и других путей реализации себя. Помимо этому сейчас просто очень модно быть "творческим", "креативным" и "необычным". Подобные характеристики можно часто встретить даже в резюме. Позиционирование себя как "твореческого человека", это уже не просто указание на определённые способности в сфере искусства и .т.п., а причисление себя к определённому поколению, к поколению "прогрессивной индивидуальности", к "настоящим личностям".

В связи с этим появился определённый социально-культурный запрос. И современный рынок на него откликнулся. В качестве примера подобного отклика я бы хотел привести "картины по номерам".

Почему именно их? - Мне кажется это очень интересный феномен, который, в принципе, отражает особенности современного общества.

Для начала я бы хотел рассказать что же это такое в принципе. Картины по номерам представляют собой набор, который состоит из холста, уже натянутого на раму, который разбит на сектора, которым присвоен определённый номер. Этот номер обозначает определённый цвет, который уже включён в сам набор.



По сути, это просто раскраска, в которой вам нужно заранее заданным цветом раскарасить заранее заданный участок картины. Но, при этом, создаётся полное ощущение того, что вы пишете картину: настоящий холст, акриловые краски (которые напоминают масляные), помимо этого, зачастую, сюжеты данных "раскрасок" представляют собой сюжет какой-то уже существующей картины или даже мирового шедевра. Картины по номерам представляют собой решение двух проблем: неумения и желания. Таким образом практически любой может почувствовать себя художником, хотя бы капельку. Каждый может стать "творческим" и "креативным".



За примером подобного "творчества" мне далеко ходить не надо. Моя подруга устроилась на работу, на которой она просто заполняет базы данных: переносит цифры и буквы из одного места - в другое. Достаточно примитивная работа, хоть и трудоёмкая, разве не так? Но, когда она приходит домой, то там её ждёт очередной шедевр, который вот-вот выйдет из под её кисти! Для неё это настоящая отдушина, возможность отвлечься и проявить себя: как по время самого написания, так и, в принципе, во время выбора картины, которую она будет "писать". Это же ведь тоже проявление индивидуальности - выбор. Хоть и ограниченный. Хоть и ради потребления.


креативное потребление, общество потребления, креативный консюмеризм, Батрудинов

Previous post Next post
Up