В ру-политикс попалось
письмо одного блоггера, показалось достойным перепоста сюда:
Кто бы сомневался, что Совок был дерьмо, а на Западе была настоящая жизнь - "там поет Майкл Джэксон, там Мадонна, там играет Ванн Дам...". Даже без иронии - там были Битлс, Флойд и Марли, там делали множество крутых тачек и (в конце концов!) там можно было открыть свой (СВОЙ!!!!) бизнес и круто подняться! Там можно было проснуться утром и уехать в Гималаи или на Гавайи... Да, никаких сомнений - жизнь на Западе была несравненно лучше.
Но днями, попался на глаза томик Ефремова и посетила меня странная мысль. Я вообще вырос на фантастике, было даже время, когда ничего кроме нее не читал. Но фантатастику читал всякую и любую, даже такую беспробудную технолажу как Артур Кларк и Казанцев...
Так вот - ВСЕ хорошие фантасты социалистического лагеря (хорошо сказано - "ЛАГЕРЯ", лучше звучит только "ЕвроЗОНА") описывают совершенно замечательное будущее, в котром нет мировых и звездных войн, герои не мучаются микроплактонным карьеризмом и не убегают из тюрем с электронными ошейниками, там не жгут керосином книги и, главное - там не бывает вселенских катастрофф, случившихся только по той причине, что кто-то захотел кусок пожирнее, чем влезает в его пасть..... Герои Стругацких, Лема, Булычева заняты совсем другими проблемами - этическими и психологическими (и это есть правда - мир меняется, и вовсе не отставание производительности пентиума становится главной проблемой этих перемен, а несоответствие морали, сформированной тысячелетиями вялотекущей истории, и той лавины перемен, которые обрушились на человека сейчас). Помню, когда я дочитывал эти книги и, переврнув последнюю страницу, откладывал их в сторону, в голове оставалось светлое и теплое (хоть иногда и грустноватое) "послевкусие" - РАДОСТЬ, ОЖИДАНИЕ ПЕРЕМЕН, ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ. Да, как это наивно ни звучит - ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ в этом будущем.
А что описывали в своих книгах фантасты культурного и сытого Запада? Войны и катастрофы, тоталитаризм и экономическое рабство, суррогатную еду и суррогатную жизнь - СМЕРТЬ, СТАДАНИЯ и НЕСВОБОДУ - вот вечное послевкусие ЛУЧШИХ книг ТОГО мира:
Азимов - "стальные пещеры"
Комацио - "Тоталоскоп"
Хайнлайн - "Муравейник"
Брэдбери - "451" "Хроники"
Шекли, Ле Гуин, Уэллс....
далее везде.
И как только рухнул Совок и наступило торжество свободы и демократии, пропали стругацкие и булычевы, пропали полдни двадцать второго века, но волной пошли войны империй и атомная чернуха.
Так вот скажите мне, други мои - почему так? Почему писатели Совка писали о радости и любви, а поэты Запада пишут о смерти и подлости?