Dec 05, 2010 12:25
Читая Ефремова столкнулся с вопросами, которые у меня в общем-то сами собой начали появляться.
Что такое "советская фантастика"? Где был её Полдень (что он уже давно прошёл вроде бы очевидно)?
На мой взгляд суть советской фантастики вовсе не в описании неких удивительных технических приспособлений или далеких миров.Наиболее известные произведения имели центром внимания всё-таки не их, а людей будущего, их отношения и более широко, общество будущего.
ПО понятным причинам, в будущем предполагался коммунизм. И я бы не связывал это с конъюнктурой. Время было такое, что о нём мечтали. Но после вопроса "что" следует вопрос "как". Если говорить о том, что я читал из ранней советской фантастики, то сколько-нибудь подробного описания общества будущего не было. Да и вообще "фантастика ближнего прицела" каких-то особых отличий не предусматривала. А вот если рассмотреть книги Ефремова, то получается забавная картина.
Вот интересно, это одному мне кажется, что о чём бы не писал уважаемый автор: о древней Греции("Таис Афинская" , современности его эпохи ("Лезвие бритвы")или о далёком будущем ("Туманность Андромеды", ""Час быка") поведение героев, их отношения, психология, даже их внешний вид не меняется?! Я понимаю, что он описывает свой идеал, но уже то, что он помещает своих героев в совершенно разные условия и они не меняются намекает на то, что идеал крайне далёк от реальности. Я бы вообще сказал, что Ефремов как автор просто не следит за последствиями своих действий. То у него ракета движется с постоянной огромной скоростью вокруг планеты и с небольшим расходом топлива относительно перехода на орбиту (а ведь книжка Феодосьева с описанием динамики полёта ракет уже 3 года как к тому времени вышла), то она же двигается с неким совершенно фантастическим ускорением, а главные герои спокойно живут и не тужат, то он предлагает уничтожить "вредных" животных и растопить ледники(и это говорит палеонтолог, который вообще-то должен понимать, к чему такие эксперименты приведут). Всё это "технические" детали. Куда хуже, что его идеальный мир настолько идеален, что совершенно не ясно, как же там проблемы решаются. Проблем нет в принципе. Все споры заканчиваются победой одной из сторон. Может так позицию автора и проще проявлять. Но мне вот хотелось бы понять, как он видит в этом идеальном мире именно решение конфликтов. А что бы было, если бы гл.героиня так и не решила, кто ей больше люб - Ветер или Ноор? А научные споры, где стороны непримеримы будут как решаться? А, наконец, что делать с лентяями по натуре в коммунистическом обществе?
Вообще большим плюсом, на мой взгляд, общества выдуманного Ефремовым является большое внимание к воспитанию людей. Люди в сущности самый главная ценность. Даже чисто экономически. Хороший специалист стоит множества неквалифицированных работников. Я уж не говорю о том, что счастье общения с хорошими людьми за деньги не купить. Но при этом образование в нашем обществе традиционно остаётся на правах бедного родственника, которому идут подачки, когда все ресурсы израсходуют на "более важные" дела. Хотя в перспективе именно образование и воспитание даст лучшие эффекты, чем постройка железяк.
В общем, я считаю, что на вопрос "что" Ефремов тезисом "развивать воспитание и образование" ответил. Но никак не понять, как именно вырастить этих самых коммунистов для коммунизма. Потому что попадание нашего современного человека с его психологией и поведением в общество Ефремова будет сравнимо по результатам с попаданием волка в центр овечьего стада. Ему ничего не сделать, никак не убедить, что не бросать окурки и сорить семечки не хорошо не потому, что накажут, в принципе не хорошо. Что общие усилия могут привести к улучшению жизни по сравнению с тем, что было бы без них. Ну к примеру, отремонтировать что-то в подъезде. Или цветы у дома посадить. Или ещё что-нибудь в этом роде. Я не про что-то глобальное, куда уж там...
Так вот человек с современной психологией на словах может со всем соглашаться, если видит, что выгодно. А на деле... Ну вот к примеру у Ефремова все на тяжёлую работу рвутся. Ну а если сделать так, что её "случайно" не досталось и тоже "случайно" оказаться на каком-нибудь халявном месте? А у Ефремова те, кто не хочет жить по законам общества сами на Остров Забвения (исходя из географии - Цейлон) отправляются. Ага, как же!
Оставим пока в стороне Ефремова. Вскоре после триумфа его "Туманности Андромеды" засверкали АБС, которые, конечно, были сами по себе этапом в советской фантастике. И начинали они с очевидных заимствований у Ефремова. Чего, кстати, и не скрывали. Тоже коммунистический мир, тоже герои, готовые жизнь положить за благо человечества (При чём герои "Страны багровых туч" вообще психи какие-то. Зачем жертвовать собой, когда тоже можно сделать, только без разрыва тельника до самой полундры и без жертв я так и не понял), даже технические детали похожи. Но почти сразу в этот мир врывается какая-то неустроенность. Уже в "Попытке к бегству" тема насилия и нравственного выбора человека встаёт во весь рост. Ну уж а знаменитый "Трудно быть богом"... Румата не выдержал. Несмотря на образование, подготовку, личные качества. Не выдержал потому, что люди неидеальны.
Неидеальны и потому их подкарауливает то, что раньше называли "мещанство". На мой взгляд, самая актуальная книга Стругатских ныне - это "Хищные вещи века". Опять же, по-моему, суть данной книге в вопросе "Ну пусть будет материальное изобилие. А дальше что?!" И правда, пускай все мы не в золоте купаемся, но по меркам 70-летней давности в материальном плане мы просто Кресы какие-то. Хотя бы потому, что подавляющему большинству голод не грозит. Но дальше что? Где счастье? Квартира-машина-дача? А у кого и это есть? Ради чего всё это, если в итоге ко всему привыкаешь и счастья всё это не приносит?
Я правда не понимаю, как Стругатские, жившие в совсем другом обществе угадали всё. И почти полное безразличие вполне обеспеченных людей к литературе, искусству. И попытки найти спасение в "острых" ощущениях. И всеобщее безразличие к живущим рядом. И бегство от реальности. В вине,в других наркотиках...вот только нынешних толкиенистов и прочих ролевиков там не присутствует. И как с этим бороться? Ответа в книге по сути нет. Нет, пожалуй, потому, что авторы просто его не знают. Идеальный мир дал трещину. И чем дальше, тем больше она расширялась.
Мне в общем-то всё равно, что теперь Стругатские наговорили про срывание покровов, про фигу в кармане, героически показанную каким-то писателям. Важно, что тогда они вовсе не отказывались писать про коммунизм и про людей, в нём живущих. Можно было бы продолжить развивать тему "Понедельника" или писать что-то не идеологическое, вроде "Пикника на обочине", ежели "не могу молчать" не могли говорить. Значит, всё-таки могли. Значит, всё-таки пока это им близко было. Да и от всей серии книг Мира Полдня в целом они не отказывались даже в 90-е. А потому логичнее связать появления этих проблем именно в попытках ответить на вопрос, как же надо правильно строить общество?! И АБС пытались ответить. Серия книг о Максиме Каммерере в этом плане весьма примечательна. Мне кажется, что в ней нашла отражения вся философия поздних АБС. Всем бросился в глаза тезис о недопустимости вмешательства в историю даже с благими целями, мол навредим только.Однако куда важнее, как мне кажется, попытка показать конфликты в идеальном обществе. Вот что делать, если воспитуемый никак не воспитывается? Если он всё равно остаётся белой вороной и действует наперекор обществу? Как Абалкин. Вроде уж сделали всё, что могли. Принуждали мягко-мягко. Но в итоге сломали человеку жизнь. Так воспитание, тезис о важности которого опять же перекочевал из книг Ефремова, тоже не панацея? Да и не бывает-то панацей. Или что делать, когда группа людей ну никак не может прийти к единому решению, как две группы учёных в том же произведении? И вообще, что делать, когда стоит нравственный выбор? Как поступить идеальному человеку? Всего этого у Ефремова, увы,фактически не было. Даже в "Часе быка", где он тоже занялся анализом язв общества предостережения новые, а вот рецепты старые и совершенно неконкретизированные. Начистоту, ответа Ефремов просто не придумал.
Но мне кажется наиболее примечательным не это, а концепция "человека играющего". В некотором роде, как опять же мне показалось, это переложение Ефремова, который говорил о радости труда. Вот только у Стругатских труд куда-то исчез. Может быть, вопрос "как получать удовольствие от тяжёлой и неприятной работы" оказался слишком сложен? Но что осталось-то? Молодой балбес Максим Киммерер, рассекающий куда захочет по звёздным системам ради удовлетворения собственных желаний? Население Земли, которое то ринулось отдыхать в среднюю полосу, то ещё куда-то по моде уехавшее? Герои "Жука в муравейнике" играют, играют, играют. Даже Горбовский перестал умирать потому, что ему интересно стало (вот не уверен, в Жуке этот эпизод был или в "Волны гасят ветер"?), а не потому, что нужно людям помочь. А если они сами не трудятся, то за счёт чего и кого живут? Сами авторы, а точнее Борис Стругатский утверждал, что было начато, но заброшено написание книги про продолжения приключений Киммерера в Островной Империи. И там предполагалось, что мир должен быть разделён на три "круга". Первый - совсем отморозки, второй круг должен был быть похож на наш и только над всем этим возвышаться мир элиты, равный по развитию Мир Полдня. Нет у меня оснований не верить в данном случае Стругатскому. Тем более, что нечто подобное и так вырисовывается из развития Мира Полдня со временем. В сущности описание этого мире и должно подвести черту под самим творчеством АБС, ну скажем так, того этапа, что начался ещё в 60-х. Да и не только над творчеством АБС. Как уже говорилось, АБС многое почерпнули у Ефремова, чего никогда не скрывали. А Ефремов, пожалуй, первым успешно вышел за рамки фантастики ближнего прицела, стал, так сказать, авангардом, а в сущности, и вершиной, подлинным Полднем советской фантастики Так или иначе, но надгробный памятник ей так и не был возведён. Начались сумерки отечественной фантастики. А может, час быка?
Может потому и погибла советская фантастика, что писателям просто нечего предложить в качестве общества будущего? Каюсь, не читал ничего крупного из современных авторов. Впрочем, и не слышал ни о чём хорошем.
P.S.Кстати, достаточно интересное суждение было по данному вопросу у Лукьяненко в одном из последних "Дозоров". Может и в последнем. Он говорил о том, что Человечество просто отказалось от того, чего могло достичь само, своими силами. Ему просто не интересно и не нужно стало лететь в космос, покорять новые миры. Потому и началось увлечение фэнтези, что волшебство с драконами и всякого рода поножовщиной на мечах оказалось ближе и нужнее, чем великие свержения. Более реальные, но просто не нужные человечеству.
дискуссия