Выступление д-рa Франтишека Кригеля на заседании ЦК КПЧ 31.5.1969 г.
Товарищи,
на сегодняшнем заседании ЦК внесено предложение исключить из состава ЦК некоторых товарищей, в том числе и меня, с мотивировкой, что я голосовал против Договора о временном пребывании советских войск на территории нашей Республики и тем самым нарушил партийную дисциплину. Мне хотелось бы сделать несколько замечаний, а именно: в мотивировке не говорится, какой орган принял постановление об этом договоре, и, насколько мне известно, на собрании членов парламента, коммунистов, не было принято никакого постановления. Поэтому мне бы хотелось, чтобы президиум ЦК подробно объяснил это обстоятельство.
Далее, хочу обратить внимание на тот факт, что до сих пор из ЦК не был исключен ни один человек, несущий индивидуальную или коллективную ответственность за то, что десятки невинных людей погибли бесславной смертью, став жертвами палачей1; что тысячи и десятки тысяч людей были - на основании сконструированных обвинений - осуждены на долгие годы страдания в тюрьме, и что многие из них закончили там свои жизни, так никогда и не выйдя на свободу.
До сих пор из ЦК не был исключен ни один из тех, кто несет ответственность за многолетний хозяйственный кризис, доведший нас до сегодняшнего состояния; причем попытки свалить причины такого состояния на несколько месяцев прошлого года ничего не могут изменить. Так мы могли бы рассматривать один за другим различные секторы хозяйственной и общественной жизни, а также социальную проблематику, спрашивая: кто в этом виноват, кто несет ответственность за сегодняшнее безутешное положение? Ведь не секрет, что здесь, в этом зале, сидят члены ЦК, в течение долгих лет занимающие ответственные руководящие посты, и они не могут уйти от личной или хотя бы коллективной ответственности за все, что наша общественность подвергает такой острой критике.
Вчера я с интересом слушал товарища Крайчира2 и удивлялся его короткой памяти. В материалах, подготовленных для ЦК, он говорил о критической экономической ситуации. Не кажется ли тов. Крайчиру, что, поскольку он в течение 20 лет был министром, а также заместителем председателя правительства, и долгие годы был членом ЦК, то он вместе с другими должен нести ответственность за этот длительный кризис? Здесь сидят также товарищи Гендрих, Шимунек, Ленарт3 и многие другие бывшие руководящие деятели, долгие годы находившиеся в руководстве этой страны. Разве они не должны нести ответственности за такое состояние? Тов. Гендрих в течение многих лет был вторым, а по масштабу своей деятельности и влиянию практически часто первым человеком в нашем государстве. Разве он не несет ответственности? Маневр сваливать все на послеянварский период чересчур ясен. Речь идет о том, чтобы свалить всю ответственность на других. Такой маневр не может закончиться успехом.
У меня нет времени останавливаться на всех проблемах, но ведь каждому и так ясно, в чем дело. Хотя, с другой стороны, тут предлагают жесткие санкции за критическое отношение к Договору о временном пребывании советских войск на территории ЧССР. Как известно, я отказался подписать так называемый Московский протокол. Отказался потому, что видел в нем документ, который всесторонне связывал руки нашей Республике. Отказался подписать его потому, что подписание происходило в атмосфере военной оккупации Республики, без консультации с конституционными органами власти и в противоречии с волей людей нашей страны. Когда в Национальном Собрании было предложено ратифицировать Договор о временном пребывании советских войск на территории ЧССР, то я голосовал против него, так как он находится в противоречии с принципами Хартии ООН, то есть в противоречии с принципом добровольности. Подписание договора происходило в атмосфере политического давления и давления власти, при обстоятельствах, которые находятся в противоречии с принципами сосуществования социалистических государств и с международными документами. Подписание Договора происходило в присутствии чужеземных солдат и могучей военной техники. Договор был написан не пером, а дулами пушек и автоматов. В этой связи я позволю себе процитировать новое определение агрессии, недавно предложенное СССР в ООН. В нем говорится: вооруженная агрессия, прямая или непрямая, - это использование вооруженных сил одним государством против другого государства - находится в противоречии с целями, принципами и постановлениями Хартии ООН. Далее в тексте говорится: …любое из этих действий, если государство его совершит первым, без объявления войны, будет считаться актом вооруженной агрессии. Среди таких действий в резолюции названы бомбардировка, или стрельба на территории, или в граждан другого государства, или нападение на его территорию, или на морские либо воздушные силы. Я голосовал против договора как депутат федерального Национального Собрания, в согласии с чувствами и пожеланиями большинства избирателей и граждан этой страны. К тому же известно отрицательное отношение к военной оккупации ЧССР некоторых крупных коммунистических партий в социалистических странах, а также большинства наиболее значительных коммунистических партий в капиталистических странах. Также известно, что позицию, осуждающую оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского Договора поддерживают и съезды некоторых компартий, например Итальянской коммунистической партии. Никто не может отрицать, что военное вмешательство в Чехословакии нанесло значительный вред коммунистическому движению в глазах мировой общественности и явилось доказательством неспособности социалистических стран решать свои разногласия, исходя из принципа мирного сосуществования. Все это демонстрирует глубокие разногласия во всем коммунистическом движении - в особенности в китайско-советском конфликте, а также в отношениях некоторых стран Варшавского Договора с другими социалистическими странами и со многими коммунистическими партиями.
Оккупация ЧССР войсками стран Варшавского Договора, бесспорно, ослабила тенденцию дезинтеграции в Североатлантическом пакте и, наоборот, усилила влияние в нем Соединенных Штатов. В этой связи позвольте мне сделать несколько замечаний к документу, связанному с подготовкой Московского совещания4. Наша делегация и президиум ЦК КПЧ требуют от делегаций других стран, чтобы они не занимались августовскими событиями в Чехословакии. Они даже используют выражение “так называемые августовские события”. Этим они хотят сказать, будто август 1968 года вообще не был событием? В материалах для Московского совещания подчеркивается, что развитие социализма в одной стране является делом всего социалистического движения. Если это действительно так, то нельзя препятствовать другим партиям, чтобы они могли высказаться по поводу событий в Чехословакии. Делом всего международного движения является именно то, чтобы своим единодушным мнением они сделали просто невозможным, чтобы когда-либо в будущем могли случиться события, подобные событиям в Чехословакии. Ведь речь не идет лишь о чехословацких делах, но о принципе, о проблематике - когда одна или несколько стран проявляют право сильного, используют насилие по отношению к более слабому. И тут августовские события перерастают рамки Чехословакии, перерастают границы нашей страны. Ведь не случайно был сформулирован параграф 131, стр. 147, глава IV в проекте международного документа для Московского совещания, в котором говорится: “Участники совещания подтверждают идентичность своих позиций в том, что основой взаимоотношений между братскими странами являются основы пролетарского интернационализма, солидарности и взаимопомощи, уважение самостоятельности и равноправности, взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга. Строгое выполнение этих принципов является необходимым условием развития товарищеского сотрудничества между братскими странами в целях укрепления всего коммунистического движения”. Я мог бы процитировать еще один из параграфов, но остановлюсь на этом.
Что же касается самого предложения исключить меня из членов ЦК КПЧ, то хочу сказать следующее: я считаю это предложение необоснованным, явно преследующим далеко идущие цели, направленные не только на меня лично. Хорошо известно, что, несмотря на ряд заявлений о стремлении продолжить послеянварскую политику, события последних месяцев вызывают опасения и сомнения. Целый ряд постановлений низших партийных органов, реорганизация аппарата, жестокие чистки, проводимые в различных организациях и их административных аппаратах, напоминают времена перед январем 1968 года. Речь идет о широком реставрационном процессе, попытке легализовать августовские события. Завоевать на свою сторону и убедить общественность страны можно лишь на основании положительного опыта. Пока что - и я надеюсь, что это не является тайной для руководителей партии и правительства - усиливается отрицательное отношение населения к этим мероприятиям, причем со стороны как членов партии, так и беспартийных. Ускоряется темп, ведущий к изоляции партии от народа, изоляции руководства от членской массы, превращение партии из моральной и политической руководящей силы в организацию с почти военной дисциплиной.
Что касается моей партийной дисциплины, товарищи, то я продемонстрировал ее в течение более чем 38 лет своего пребывания в партии и в течение более чем 40-летней партийной деятельности, при обстоятельствах крайне сложных, как исторически, так и в личном плане. Я не согласен с обвинением в недисциплинированности и не согласен с предложением о моем исключении. Я подробно мотивировал здесь мою точку зрения, чтобы не было повода для совершения новых ошибок: в этом государстве, в прошлом, довольно часто голосовали за ошибочные решения. Исторический опыт последних двух десятилетий предостерегает не только от новых ошибок, но и от политической летаргии.
Примечание:
После выступления Франтишека Кригеля президиум ЦК отправился на экстренное совещание, где первоначальное предложение об исключении Кригеля из ЦК было заменено на исключение его из КПЧ. Состоялось голосование, при котором 12 человек были против исключения, и примерно 20 - воздержались. После этого Кригелю приказали покинуть зал заседаний.
Перевод с чешского Ады Кольман
Примечания
1 Франтишек Кригель имеет в виду политические процессы в Чехословакии в 1950-х годах.
2 Франтишек Крайчир - министр и заместитель председателя Чехословацкого правительства в 50- x и 60-х годах.
3 Иржи Гендрих, член президиума КПЧ и секретарь КПЧ; Отакар Шимунек, министр и заместитель премьер-министра Чехословакии; Йозеф Ленарт, чехословацкий премьер-министр в 1963-1968 гг.
4 Московское совещание руководителей коммунистических и рабочих партий состоялось в 1969 г.
источник