Н.Н.Платошкин
ВАЛЬТЕР УЛЬБРИХТ: НАЧАЛО ПУТИ
(Штрихи к политической биографии)
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 62 - 66.
К этому человеку история оказалась очень неблагосклонной. Фактический основатель ГДР не приобрел среди историков восторженных почитателей. В СССР и России не вышло ни одной биографии этого человека, который всегда рассматривал Советский Союз как вторую родину. Во время правления Ульбрихта в ГДР выходили слащаво-приукрашенные биографические очерки (впрочем, этим грешили все страны социалистического лагеря в отношении своих находящихся у власти вождей) [1]. После своего фактического отстранения от власти в ГДР Ульбрихт почти на 20 лет совсем исчез из истории.
В ФРГ Ульбрихта никогда не жаловали: в западногерманской историографии он был и остается агентом или вассалом Кремля, догматиком, интриганом и просто мелким и самовлюбленным человеком. Фактически таким же положение дел осталось и в новой объединенной Германии. Добавились лишь извлеченные из советских архивов данные о якобы решающем участии Ульбрихта в сталинских репрессиях 1930-х гг. в отношении находившихся в СССР немецких антифашистов [3].
Пожалуй, наиболее взвешенной его биографией является вышедшая в 2001 г. книга М. Франка «Вальтер Ульбрихт. Биография немца» [4]. Подзаголовок не случаен: Ульбрихт был прежде всего немцем и немцем с очень твердыми политическими убеждениями, которых он не менял всю свою жизнь.
В точном соответствии с теорией Маркса убеждения Ульбрихта складывались под влиянием тех материальных условий жизни, которые определили его детство и юность. Будущий руководитель ГДР родился 30 июня 1893 г. в маленькой чердачной квартире в пролетарском квартале Лейпцига. Его отец и мать, так же, как и их родители, были рабочими-портными. После Вальтера в семье родились сын Эрих (1900) и дочь Хильдегард (1901). Ульбрихты не голодали, но жили очень скромно. Отец семейства как прогрессивный рабочий не пил и не курил, что передалось и сыну. Мать Паулине Ида умерла в 1926 г. от подагры, отец Эрнст Август погиб в 1943 г. во время бомбардировки Лейпцига.
Отец Вальтера был членом профсоюза и социал-демократом, что предопределило политические убеждения сына. В школе он был одним из четырех учеников в классе, которые демонстративно не посещали уроки закона божьего и считались изгоями (родители Ульбрихта вышли из евангелической церкви в 1897 г.). Такое отношение к социал-демократам, а потом и к коммунистам было характерно для буржуазной Германии на протяжении всего XX в. Именно поэтому Ульбрихт и стал таким сложным в общении человеком - он привык все время находиться во враждебном политическом окружении.
После окончания школы в 1907 г. Ульбрихт три года учился на столяра-краснодеревщика. В 1910 г. он стал членом профсоюза, посещал популярные среди немецких рабочих курсы политического образования. Вальтер много читал и не только обязательных для любого социал-демократа того времени Маркса, Энгельса и Бебеля. Он любил Шиллера и декламировал Гете. Однако вопреки расхожему мнению Вальтер не был обиженным на весь мир догматиком. Он охотно танцевал, пел, ходил по театрам и занимался спортом. После окончания производственного обучения Ульбрихт по обычаям того время отправился в странствование, чтобы посмотреть мир (расходы частично оплачивал профсоюз). Он посетил не только многие местности Германии, но и побывал в Австрии, Швейцарии и Италии, Бельгии и Голландии. Как только Вальтеру исполнилось 18 лет, он вступил в ряды Социал-демократической партии Германии (СДПГ), где проявил себя как очень толковый и старательный организатор. Этот человек не просто занимался политикой - он жил ею. Всю свою жизнь Ульбрихт много читал. Причем старался развивать свои знания в самых различных областях. В библиотеке он брал книги и по голландской живописи, и по совсем новому в начале XX в. авиастроению [4, S. 50].
После начала Первой мировой войны молодой социал-демократ немедленно примкнул к антивоенному крылу СДПГ во главе с Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург [8, S. 276]. Эго было смелым шагом, так как большинство социал-демократов в шовинистическом антирусском угаре поддержало кайзеровское правительство. А Вальтер не только распространял в Лейпциге антивоенные листовки, но и сам сочинял антивоенные статьи и воззвания.
В мае 1915 г. Ульбрихта призвали в пехоту и направили на Балканский фронт, где немцы одерживали одну победу за другой. Ульбрихт писал домой, что ненавидит кайзеровскую армию с ее тупой муштрой. В августе 1917 г. власти установили за членами семьи Ульбрихта наблюдение как за антивоенными активистами. После Брестского мира воинскую часть Ульбрихта перебросили на Западный фронт. Настроение солдат было уже другим, и многие дезертировали по пути во Францию. То же самое сделал и Вальтер, спрыгнув с поезда неподалеку от родного Лейпцига. Его поймали и приговорили к двум месяцам тюрьмы, после чего направили в Брюссель в запасной полк. Там при обыске у Ульбрихта нашли антивоенные листовки и снова отправили в тюрьму. Вальтер ждал суда, но тут в Шарлеруа, где он сидел, докатились сведения о восстании матросов Киля.1 В стране началась революция, и Ульбрихт с помощью охранников бежал из тюрьмы.
1 Анализ причин Ноябрьской революции в Германии см. в: [9, S. 10 - 23].
В родном Лейпциге он стал членом Совета 19-го корпуса и требовал на многочисленных митингах следовать примеру России, передать всю власть Советам и национализировать основные отрасли германской промышленности. Так же считало и подавляющее большинство германских социал-демократов. Правда, в это время партия была расколота на правых (собственно СДПГ) и левых - независимых социал-демократов (НСДПГ). Ульбрихт был, естественно, в рядах независимцев. Но даже правые социал-демократы, находившиеся после ноября 1918 г. у власти, вынуждены были принять закон о социализации (т.е. национализации основных средств производства), который вступил в силу 28 марта 1919 г. [5, S. 63]. Так что Ульбрихт в своей агитации был не против большинства народа, а вместе с ним.
После подавления революции в Берлине в январе 1919 г. в Лейпциге также было введено осадное положение, и город заняли армейские части. Газеты НСДПГ и только что основанной компартии были запрещены. Ульбрихт, формально коммунистом не являвшийся, был под наблюдением военной разведки. Причем фигурировал в отчетах о слежке именно как коммунист [6, S. 56]. Он перестал носить военную форму и менял адреса проживания. Часто голодал и зарабатывал на жизнь случайными приработками, даже торговал овощами. Тринадцатого июня 1919 г. «чрезвычайный суд» Лейпцига издал приказ об аресте Ульбрихта. Тот уже несколько месяцев жил на нелегальном положении, но в ноябре 1919 г. все же был арестован полицией. Однако здесь Вальтеру помогла немецкая бюрократия: приказ об аресте был выписан по подозрению о причастности Ульбрихта к изготовлению «антигосударственных листовок». Полиция не смогла этой причастности доказать, и Ульбрихта отпустили.
В 1920 г. НСДПГ объединилась с компартией в Объединенную коммунистическую партию 2, и Ульбрихт стал коммунистом уже формально и сразу был избран в члены политического руководства территориальной организации Западной Саксонии, затем был членом руководства парторганизации в Тюрингии. Все, кто знал Ульбрихта, отмечали его феноменальную работоспособность и глубокую информированность о политических событиях, что создавало ему репутацию всезнайки и множило ряды его завистников. Хотя все дело было просто в том, что кроме политики у Ульбрихта не было никаких серьезных увлечений в жизни. Как многие государственные деятели и революционеры XX в., он прохладно относился к женщинам, считая, что семья и брак несовместимы с полнокровной революционной деятельностью.
Седьмого февраля 1920 г. столяр Вальтер Ульбрихт, правда, женился на швее-мотористке Марте Шмелински, которую знал много лет. В том же году родилась дочь Дорле. Но жизнь в подполье и полуподполье оказалась несовместимой с семейными ценностями. Через три дня после женитьбы последовал новый приказ об аресте Ульбрихта. С тех пор муж и жена виделись нечасто и урывками. Ульбрихт не мог содержать семью, так как постоянной работы не имел. Фактически брак распался, так и не начавшись. Потом у Ульбрихта будут1 другие спутницы, но все они прежде всего являлись его товарищами по борьбе.
В ноябре 1922 г. Ульбрихт в качестве делегата КПГ принял участие в Четвертом конгрессе Коминтерна в Москве 3. Он слушал речь Ленина и потом с гордостью вспоминал об этом всю жизнь. Основатель советского государства призвал тогда к полной перестройке организационной структуры всех компартий - они должны были как партии рабочего класса строиться не по территориальному, а по производственному принципу - на основе ячеек на предприятиях. В германской компартии мысль Ленина была не очень популярной. Однако Ульбрихт после возвращения из Москвы отстаивал ее с такой напористостью, что получил кличку «товарищ Ячейка» [4, S. 64].
2 Об идейной борьбе в НСДПГ см.: [10, с. 212-220].
3 О роли Коминтерна в революционных событиях в Германии начала 1920-х гг. см.: [11, с. 146-157].
Германская компартия переживала постоянные фракционные войны фактически до самого прихода Гитлера к власти. Эти разногласия только частично объяснялись регулярной сменой тактики Коммунистического интернационала. Большую роль играли и чисто внутригерманские разногласия, а также банальные личные амбиции руководителей. После возвращения Ульбрихта из Москвы на съезде КПГ в январе 1923 г. разразился первый крупный внутрипартийный конфликт. Руководитель КПГ Брандлер выступал за сотрудничество с СДПГ и образование единого рабочего правительства (что и произошло в Саксонии и Тюрингии). Ульбрихт поддерживал линию Брандлера в противоборстве с левым крылом руководства КПГ во главе с Рут Фишер. На съезде 1923 г. он впервые был избран членом ЦК КПГ.
Летом и осенью 1923 г. Германия находилась в глубочайшем экономическом и политическом кризисе. Страну захлестнула гиперинфляция и волна политических убийств. Франция и Бельгия оккупировали Рур. В Баварии набирали силу нацисты. В октябре 1923 г. рейхсвер разогнал законные правительства в Саксонии и Тюрингии, в ответ коммунисты восстали в Гамбурге. И социал-демократы и члены профсоюзов вместе с коммунистами активно сопротивлялись частям рейхсвера в родной для Ульбрихта Саксонии. Только 26 октября во время стычек с рейхсвером там погибло 30 человек [7, с. 274]. Руководство СДПГ и профсоюзов 27 октября обратилось к жителям Саксонии со следующим воззванием: «Саксония в опасности! Члены обеих рабочих партий арестовываются. В Пирне рейхсверовцы стреляли в рабочих. Имеются убитые и раненые. То же происходит в остальных районах Саксонии… Рабочие Германии! Все на защиту социалистической Саксонии!» [7, с. 275].
После событий 1923 г. КПГ была временно запрещена, и количество ее членов сократилось вдвое. Многие ушли, опасаясь нежелательных карьерных осложнений. Ульбрихт остался, хотя 3 ноября 1923 г. против него было заведено уголовное дело по статье «государственная измена». Он был объявлен в розыск и скрывался на берлинской явочной квартире. Формально приказ о его аресте был отменен только в 1928 г., когда рейхстаг принял закон об амнистии.
На нелегальном съезде КПГ в апреле 1924 г. вопреки мнению Коминтерна руководство в партии фактически захватили сектантские элементы во главе с Рут Фишер. Тридцатилетний Вальтер Ульбрихт потерял все партийные посты и фактически стал безработным. Казалось, что его карьера партийного функционера закончилась, так и не успев начаться.
Список источников и литературы
1. Walter Ulbricht - ein Leben für Deutschland / hrsg. von Nationalrat der Nationalen Front. Leipzig, 1963.
2. Becher }. Walter Ulbricht, ein deutscher Arbeitersohn. Berlin, 1964.
3. Podewin N. Walter Ulbricht - Eine neue Biographie. Berlin, 1995.
4. Frank M. W. Ulbricht. Eine deutsche Biographie. Berlin, 2001.
5. Geschichte der deutschen Sozialdemokratie 1917-1945. Berlin, 1982.
6. Vosske H. Walter Ulbricht. Biographischer Abriss. Berlin, 1984.
7. Давидович Д. С. Революционный кризис 1923 г. в Германии и гамбургское восстание. М., 1963.
8. Engelmann В. Vorwärts und nicht vergessen. Vom verfolgten Geheimbund zur Kanzlerpartei. München, 1984.
9. Bracher K. D. Die Auflösung der Weimarer Republik. Düsseldorf, 1978.
10. Prager E. Das Gebot der Stunde. Geschichte der USPD. Berlin, 1980.
11. Коваль В. И. Революционный опыт XX века. М., 1987.
Об авторе
Н.Н. Платошкин - канд. ист. наук, доц., Московский гуманитарный университет.