Опрос вот здесь:
http://ivonn.livejournal.com/107795.html?view=2864403#t2864403 1. был в октябрятах. был в пионерах, 1979 г.р.
Себя к советскому поколению причисляю - последнему или не последнему- вопрос дискуссионный. Тут единых четких и непререкаемых границ быть не может. Это пресловутая longue durée, о необходимости которой так долго говорили "Анналы".
2. В доме родителей портрета Ленина не висело, в доме деда(1925 г.р.) - был небольшой.
Книжки Прилежаевой читали дома и шло на ура, потому что это было "про семью". Та же тема развивалась и в детском саду, но там еще и рассказывали про революционную сторону жизни Ленина и сказали, чтобы мы с родителями сходили в Музей Ленина (Предварительно прочитав нам одноименное стихотворение С. Михалкова). Я был ребенок любознательный и послушный в отношении всего, что касалось социализации и обучения - и настоял, чтобы меня туда сводили. Этот поход в музей сильно повлиял на детское отношение к Ленину: во-первых, удалось повторить все, о чем рассказывалось в стихотворении ("В воскресный день..." - с мамой, а не с сестрой (сестра маленькая была, это я потом на нее сам влиял и политизировал)"... мы вышли со двора..." - и далее по тексту). Эффект воспроизводимости того, что слышалось в тексте, на собственном опыте, был, повторю, потрясающий. Во -вторых (что напрямую вытекает из "во-первых"), Ленин мной стал восприниматься как вполне реальный исторический персонаж - это был человек, "который точно был". Из запомнившихся экспонатов, о которых говорилось в стихотворении С. Михалкова, там были "похвальный лист, что из гимназии принёс Ульянов-гимназист" и "шалаш у Финских берегов" - выделенные в тексте стихотворения, эти артефакты просто-таки взывали к тому, чтобы придя в музей, я их там искал с нетерпением. НО! было еще и то, о чем в стихотворении не говорилось: это было пальто, в котором Ленин был в день покушения на него. Рукав пальто был помечен красными нитками - крестиком - в месте ранения. Это было "незапланированное открытие" и вносило в "историю" трагическое измерение - и я был очень горд тем, что поход в музей не был простым эпигонством.
В начальной школе о Ленине говорили, читали, в рекреации стоял большой гипсовый бюст вождя. Однажды на перемене оказалось, что кто-то нарисовал на его любу синей ручкой свастику. Мы, тогда были во втором, кажется, классе (1987 г.) и были сильно потрясены, равно как и наши учительницы - стояли оторопев, переговаривались шепотом, строили предположение, кто бы это мог быть (Фашисты? хулиганы? дураки?) - но мысль о том, что это могло быть приметой реальной, а не книжно-исторической политической конфронтации, вызовом режиму (как красный в оккупированном фашистами Краснодоне) и тем более : клеймом-приговором ему - в голову юную еще не приходила.
В "ленинском индоктринаже" заметна была роль уроков пения и музыки - там мы разучивали песни "Нам дедушка рассказывал, как он в Кремле служил, как Ленинскую комнату с винтовкой сторожил..." и что-то еще в этом духе.
Были также конкурсы чтецов, где надо было читать что-то про Ленина и революцию. Я тогда сам нашел в выписываемом семьей ж/ле "Мурзилка" стихотворение, которое выучил и занял с ним первое место в классе:
Он стоит уверенно и крепко,
Под ногами - сталь броневика.
Не винтовку, а простую кепку
Стиснула могучая рука.
Он один, он непременно рядом,
исполин с простертою рукой.
Под его родным отцовским взглядом
Стал другим, воспрянул род людской.
.... (была ли там третья строфа - не помню, равно как и автора - внешней и внутренней критике источника меня еще как следует тогда не научили).
Но теперь, спустя годы, когда вспоминаешь, есть ощущение, что учителя ленинской пропагандой занимались без особого энтузиазма и старались как-то обходить острые углы.
Тем более удивительно, что в 1989 г., в 5 классе учили на уроке литературы (это уже в педагогической гимназии было, достаточно продвинутом у.з., у относительно продвинутых и относительно молодых учителей) учили одно стихотворение:
У Кремля, в гранитном мавзолее,
Он лежит меж флагов недвижим,
А над миром, как заря алея,
Реет знамя, поднятое им.
То оно огромное- без меры,
То углом простого кумача
Обнимает шею пионера -
Маленького внука Ильича.
(автора тоже с ходу не назову)
Потом все прекратилось - о том, как это переживалось и как происходило - отдельный вопрос, но работать с Лениным-мифом мы активно стали уже в мои студенческие годы на историческом семинаре "Вышгород" (1997-98 гг.)
3. Такое представление было - и оно след концепции, изложенной в докладе Хрущева, потом в той или иной степени усвоенной и переваренной шестидесятниками и всплывшей на поверхность в Перестройку. "Ленин в ботинках, а Сталин в сапогах". Но оно не с Хрущёвым родилось - демонстрация оппозиции в 1927 г. - "Без Ленина по ленинскому пути" - это были люди, Ленина живым лично заставшие. И это надо учитывать. Это не доказывает правоту "хрущесвко-перестроечной" концепции "Плохой Сталин /добренький Ленин", но учитывать это надо.
осмелюсь кое-какие книжки и исследования по теме напомнить:
- Богданов К. А. Самый человечный человечек // Веселые человечки. культурные герои советского детства. М., 2008.
- Богданов К. А. Vox populi. Фольклорные жанры советской культуры.
- Тумаркин Н. Ленин Жив! Культ вождя в Советской России.
- Майсурян. А. Другой Ленин.