15 лет школе «Интеллектуал»

Sep 05, 2018 03:56

Сегодня я хочу вспомнить о том, что школе исполняется 15 лет. Точнее сказать, буквально на днях, 1 сентября, исполнилось 15 лет с того момента, как в нашей школе начались учебные занятия. Сама школа началась раньше - в археологической экспедиции в июне 2003 года, на затерянном среди лесов древнерусском селище Шерна, где мы провели три недели на раскопках и вернулись назад уже сплоченные общим делом и подружившиеся.
А вот 1 сентября, как и сейчас, тут была линейка, не здесь, а прямо перед крыльцом - тогда вот всего вот этого еще не было тут устроено,  семьдесят с небольшим учеников четырех классов вполне умещались на небольшом асфальтовом пятачке, вместе с родителями и учителями. Евгений Владимирович Маркелов стоял возле крыльца и сказал: «Мы сегодня спускаем на воду недостроенный корабль».
С тех пор прошло 15 лет. Это много или мало? Что это такое в человеческом измерении? Те, кто тогда сюда пришли учиться - уже все давно выпустились, окончили вузы и аспирантуры. Те, кто родился  в тот год - здесь ведь есть такие - Они, должны учиться в 9 или 8 классах примерно сейчас? Тут есть люди 2003 года рождения. И те, кто в тот год пошли в первый класс, тоже уже точно выросли и окончить успели и школу, и вуз. Вот что это в человеческом измерении - 15 лет.
В историческом масштабе это тоже можно себе представить. Перестройка началась в 1985 году, а через 15 лет был уже 2000-й. В 1914 году началась Первая мировая война, а через 15 лет - в 1929 г. - случилась Великая депрессия, мировой экономический кризис, в СССР массовая коллективизация началась. То есть в 15 лет входит и мировая война, и революции, и гражданская, и стабилизация, НЭП, и его сворачивание - всё.
Другой пример, тоже, мне кажется, показательный. В 1789 году граждане Франции объединенными усилиями свергли Старый порядок, а через 15 лет - гражданин Бонапарт стал императором Наполеоном I. И это тоже 15 лет. И это тоже определенное содержание исторического развития.
Находясь внутри истории, мы ее часто не замечаем. А шаг в 15 лет достаточно показателен. Одно скажу: политическая ситуация в нашем городе в это время, 15 лет назад, была другой. Это другая власть способствовала созданию этой школы: другой мэр, другой состав Департамента образования. Но и тогда это явление казалось чем-то из ряда вон выходящим. Очень непросто было отделаться от мысли, что все это какая-то случайность, «короткое замыкание», сбой системы с далеко идущими последствиями. Мне и сейчас иногда так кажется.
Но вот эти «далеко идущие  последствия» были бы невозможны без личного участия и активной роли, которую сыграл Евгений Владимирович Маркелов. Многие наши учащиеся сейчас и некоторые из тех, кто тут работает, застали уже не его самого, а вот этот памятник и память о нем. Мы о нем, конечно, вспоминаем. Вспоминаем в день его рождения, вспоминаем в день его памяти, 9 сентября, в другие дни. Разумеется, каждый из нас помнит его по-своему. Но какой-то такой собирательный образ передается другим, его не знавшим: что он был добрый человек, веселый, любил цветы, говорил, что школа, монастырь и кладбище должны быть похожи на райский сад,  любил всех угощать -  и все в таком духе. Это все, разумеется, так, правильно, но есть в этом и какой-то такой смущающий сусальный блеск, и хочется сказать, и другое, о чем часто не говорят:
Евгений Владимирович был  настоящим выдающимся  революционером нашего времени. Не в том смысле, что он был конспиратором и ниспровергателем устоев (хотя в его юношеской биографии есть и такие страницы), а человеком, который своим образом жизни, личным примером, действием  радикально преобразовывал реальность вокруг себя.  Пространство «вокруг себя» было для него необъятно широким, мечты в прямом смысле слова не знали границ и были на грани авантюр - но очень хорошо и досконально продуманных авантюр и в плане отношения к людям - для него не было чужих людей и в педагогической плоскости - для него не было чужих детей и чужих проблем.
Отсюда куча очень разноплановых явлений, которые ярко, неожиданно расцветали и зачастую были его мастерскими импровизациями: вот тут, прямо перед школой в воздух взмывали огромные воздушные шары-монгольфьеры (когда он решил, что 8 класс недостаточно загружен делами, и стоит их отправить на покорение воздушного пространства). Потом здесь же неожиданно приземлился «забытый» дипломатами новозеландский военный оркестр - волынщики и барабанщики, которые летели на фестиваль в Кремль, но пока летели, политическая ситуация поменялась, и вместо "Спасской башни" их приняла школа «Интеллектуал» и здесь они дали блестящий концерт. Это 10 лет назад было…
Потом, группа из наших старшеклассников и сотрудников отправилась в грузинский город Гори восстанавливать нормальные человеческие отношения с этой соседней братской страной и протягивать руку дружбы архиепископу Горийскому и всему грузинскому народу… И вот этих эпизодов очень-очень много, на самом деле. Отдельная история, как у него Бил Клинтон на уроке сидел, про это не буду сейчас, поскольку со школой «Интеллектуал» не связано.
Я позволю себе вспомнить еще один лозунг, которым Маркелов нас встречал в свое последнее Первое сентября, в 2010 году. Тогда в школу приехал формально третий в нашем государстве человек - тогдашний председатель Совета Федерации. Можете себе представить, «праздничную» атмосферу того дня. Так вот, Маркелов встретил нас - и одновременно высокопосталенного гостя - цитатой из книги Стругацких «Понедельник начинается в субботу»:
«Тут у нас забавно, но все будет в полном порядке»,  - это он и нам всем говорил, и одновременно этому, так сказать, «начальству», о котором у него едва ли были какие-то иллюзии.
И эта цитата, очень такая, кодовая, узнаваемая «своими», она показательная, мне кажется: Маркелов, при всей своей явной идейной эволюции, зрелой рассудительности, житейском опыте и каких-то вполне конкретных устойчивых традиционных взглядах, которые у кого-то вызывали энтузиазм и понимание, у кого-то - не вызывали,  - вот при всем при этом он оставался коммунаром и прогрессором. И это очень важно. Чтобы быть революционером не обязательно бежать на баррикады  с флагом наперевес. Герцен, которого Маркелов изучал как историк, тоже, в конце концов, звонил в Лондоне в «Колокол», и при этом был для русской общественной мысли революционером номер один.
Скажу еще одну вещь. На той самой линейке 15 лет назад, где стояли всего 4 класса со своими классными руководителями (5- Татьяна Георгиевна, 6 класс, временно «бесхозный», 7 - Юрий Борисович, и 8 - Наталья Андреевна) - Оксана Витальена пожелала, чтобы, как в Царскосельском лицее все вспоминают самый яркий первый выпуск, так чтобы и у нас все началось тоже ярко. Это пожелание сбылось. Сейчас, 15 лет спустя наши выпускники тех первых лет встречены могут быть во всех точках земного шара, на пяти континентах: в вечной мерзлоте ищут мамонтов, в калмыцких пустынях изучают ядовитых змей, в предгорьях Альп раскапывают кельтские святилища, работают волонтерами в лагерях для беженцев, в сельской глубинке в отдаленных регионах России делают что-то полезное, преподают в ведущих вузах страны и много чего еще. Они тоже преобразовывают реальность.
Вернусь к маркеловской метафоре - недостроенный корабль… 15 лет для корабля серьезный срок. Корпус обрастает ракушками, доски подернуты плесенью, какие-то случайные пассажиры жалуются на морскую болезнь и возмущаются, что курс лежит не в Анталию, а в Антарктиду, портовые службы устраивают принудительную санобработку, держат в карантинах, в трюме крысы… Крысы - это вообще серьезная проблема. Иногда они бегут, почуяв течь, иногда - отъедаются до невероятных размеров… Но не это делает корабль кораблем. Не в этом смысл корабля. Не ракушки, пассажиры, полипы, плесень и крысы ведут его вперед. Нет! Его ведет  за горизонт  мечта, не знающая границ!
Все это время, мне кажется, залогом нашего успеха был баланс - очень тонкий баланс между двумя полюсами - между дерзостью, дерзанием, направленным вовне, и чуткостью, без которой дерзание быстро превращается в грубость. Быть дерзкими в чуткости и чуткими в дерзании - в этом наша диалектика.
Главный урок, вынесенный за время без Евгения Владимировича - это то, чему нас научили наши школьники - этот лозунг и принцип: «Интеллектуал не сдается!!!»
Вот увидите, мы еще полезем штурмовать небо. И обязательно победим.
Желаю всем свободы и радости в новом учебном году!

школа, история, Маркелов, vixit!, vixerunt!

Previous post Next post
Up