О шансоне...

May 11, 2013 14:27

    "...Если мы отвлечемся от тематики, то увидим, что шансон очень похож на другие лирические песенные традиции. Если мы посмотрим на спектр переживаний героини фольклорной лирической песни - то есть, условно говоря, крестьянской девушки, и на спектр переживаний лирического героя тюремной песни, то мы увидим, что на 75 процентов это будет одно и то же. Это переживания, связанные с любовью и смертью, с одиночеством, с человеческими отношениями - в общем, с универсальными всечеловеческими радостями и, чаще, горестями. А специфика начинается, когда мы говорим об антураже и об особенностях сознания лирического героя. Так, модель женской народной крестьянской лирики задается такими оппозициями: отчий дом - чужая сторона; родительская воля - отношения с возлюбленным; правила, установленные социумом - чувства, которые стремятся привести к тому, что эти правила будут нарушены, - и так далее. А для тюремной и для криминальной лирической традиции, прежде всего важны противопоставления воля - неволя, воля - тюрьма; разгульная жизнь (на воле) - жизнь, полная лишений (в тюрьме); бурная страстная любовь (на воле) - разлука с возлюбленной (в тюрьме), ее измена и предательство или, в редких случаях, женская верность. То есть базовые оппозиции специфичны для каждой традиции, а набор основных переживаний героя и поводов для них практически общий."

"...Жанр уже автономизировался, оторвался от своей социальной основы. Нельзя сказать, что шансон так охотно слушают шоферы-дальнобойщики, потому что они очень любят всё, что связано с тюрьмой. Нет, конечно. Жанр перерос социальные рамки своей тематики, и остались какие-то универсалии - интонации, мелодика, сюжетные мотивы и так далее, своего рода знаки жанровой традиции. Они многим нравятся, но для этого необязателен заметный интерес к самому бандитскому, тюремному миру. Поэтому шансон будут слушать еще десятки лет вне зависимости от того, насколько интересна для общества будет криминальная культура как таковая, - просто как один из сортов лирики, наиболее приемлемых для вкуса широкого социального слоя, а потребность в лирике никуда не исчезнет."

"...Недавно Константин Богданов, замечательный филолог и антрополог, делал доклад о современном русском шансоне и подчеркнул, что в нем заложена идея некоторой контркультурности, контргосударственности и потому как бы запретности - но она в нем заложена, так сказать, стилистически, структурно, а на самом деле это, если позволить себе оксюморон, разрешенная запрещённость. Вот, замечательно: в полицейском государстве, к идеалу которого стремится сейчас Россия, есть такой специальный жанр, в котором можно петь, что менты все гады. И если президент или министр культуры будет чествовать звезд русского шансона, - а может, такое уже и бывало, - никто ничего в этом не увидит странного, правда?.."

http://lenta.ru/articles/2013/05/10/stasstudies/
...

мимоходом, социум, в России

Up