Мечта о море...

Apr 28, 2013 13:07



Забавное событие. Боливия решила обратиться с иском в Международный суд ООН (International Court of Justice) в Гааге, чтобы попытаться вернуть территории, уступленные в пользу Чили ещё в конце XIX века, что было окончательно закреплено мирным договором в 1904 году. Боливийский министр иностранных дел уже вторую неделю болтается в этой Гааге, лично надзирает за подготовкой и подачей документов в суд.

Фишка в том, что речь не просто о территориях, а территориях, дающих Боливии выход к морю. Когда-то Боливия имела кусок тихоокеанского побережья, километров триста. Но в 1879 - 1883 гг. приключилась война между Перу и Боливией, с одной стороны, и Чили при поддержке Великобритании, с другой стороны. Чилийцы побили противников, а потом дожали, вынудив подписать невыгодные для Перу и Боливии мирные договоры. В результате чилийцы захапали и официально присоединили к себе здоровенную территорию (на карте она обведена красной линией).

Блин, где мы и где 1904 год! После договора 1904 года прошли две мировые войны, масса территориальных переделов и передвижек границ, возникли во множестве международные конвенции о неприемлемости территориальных притязаний на когда-то кем-то утраченное. Во имя мира и спокойствия на планете. Этак Австрия во имя восстановления "выхода к морю" поднимет вопрос о возвращении адриатических местностей, Испания потребует Кубу, Германия - Гданьск и Кёнигсберг, а Россия - Крым...


    Вторая тихоокеанская война (1879 - 1883) разгорелась из-за... птичьего помёта. На участке бесплодной и прежде никому не интересной пустыни Атакама скопились за многие тысячелетия огромные отложения этого самого "гуано". Когда химики разработали промышленные технологии переработки птичьего говна в ценную для агропромышленных, военных и прочих дел селитру, местностью сразу все заинтересовались. Британские компании, базировавшиеся в Чили, развернули во второй половине XIX века промышленную добычу, в том числе на боливийской и перуанской территориях. Власти Перу и Боливии не сразу спохватились, но потом стали требовать свою долю, вводить налоги на промышленников. Тут-то и полыхнула война.

На суше военные действия развивались вяло. Сами понимаете, бесплодная ненаселённая пустыня, трудности с движением войск и их снабжением. Зато на море вдоль всего побережья бились вовсю, случались серьёзные морские сражения, участники войны захватывали портовые городишки и чужие торговые суда. Поскольку на стороне Чили действовал сильный британский флот, у перуанцев и боливийцев шансов не было.

Перу и без потерянного куска побережья располагает значительными морскими пространствами и возможностями. Потому не суетится, не оспаривает давнишние мирные договоры. А Боливия оказалась отрезанной от моря и отодвинутой на пару сотен километров. За прошедшее столетие идея возвращения к морю стала неким национальным фетишем. В сухопутной стране проводятся понтовые празднования Дня моря, с уличными шествиями и патриотическими криками. Имеется, представьте, военно-морской флот, возглавляемый настоящим адмиралом. Но развернуться негде. Сейчас флот базируется на внутреннем озере Титикака (3800 м над уровнем моря) и кое-каких судоходных речках бассейна Амазонки.

Каждый новый глава государства (они там сменяют друг друга чуть ли не каждый год, то мирно, то в результате переворотов) обещает, что вот он-то уж непременно вернёт стране выход к морю. Не исключение и нынешний боливийский президент Эво Моралес. Власть объявляет народу, что, вроде как, все беды в экономике страны - из-за отсутствия выхода к морю. А как вернём побережье, сразу Боливия заживёт богато и счастливо...

Чили в общем-то не особенно нервничает по поводу боливийских территориальных притязаний. Договор 1904 года законный, международным сообществом признан, оспорить его Боливии едва ли удастся. Хотя, кто знает...

...

история, в мире, текущий момент

Up