Художник Zappelli, из «Pim Collection».
Библейский сюжет про купающуюся Сусанну и подсматривающих за ней похотливых старцев отмечен вниманием многих значительных художников. Это, в частности, Рембрандт, Рубенс, Тинторетто, члены семейства Джентилески, Веронезе, Риччи, Гверчино, Ван Дейк, Тьеполо и др. Интересно, что титаны русской живописи Сусанну отчего-то игнорировали, но, правда, нынешнее поколение российских живописцев и графиков успешно исправляет упущение. Не остаётся Сусанна без внимания и у современных зарубежных мастеров.
Ниже, под катом, выложена подборочка современных Сусанн. Можно было выбрать другие картинки, их многие сотни. Но мне приглянулись
эти…
Нравоучительная история про добродетельную Сусанну изложена в книге библейского пророка Даниила, деяния которого относятся к периоду вавилонского пленения евреев, то есть дело было лет за пятьсот до нашей эры. Многие исследователи считают эту байку гораздо более поздней вставкой, поскольку некоторые детали в ней совершенно не вяжутся с историческими реалиями. Дескать, неужто порабощенные евреи жили в ужасном вавилонском «плену» так богато, что имели собственные сады с бассейнами? Дескать, как это члены еврейской общины сами решали, кого лишить жизни, если у них права такого в тех условиях не было? Ну, собственно, для живописцев это не важно.
Сюжет распадается на две части. Начинается всё с того, что два старика подстерегли в саду купающуюся Сусанну и стали посулами и угрозами склонять её к тому, чтобы она им отдалась. Когда дама отказалась, похотливые старцы публично объявили, что будто бы видели, как Сусанна занималась под деревом любовью с каким-то юношей. Она всё отрицала, поскольку за такие проделки ей, мужней жене, грозила смерть. Но народ поверил почтенным старцам.
Тут невесть откуда появился юнец по имени Даниил (будущий пророк) и принялся хорошенькую Сусанну из беды выручать. Он невесть почему заранее знает, что старикашки лгут, а чтобы доказать это, предлагает допросить их порознь. Естественно, при раздельном допросе у стариков обнаруживаются грубые нестыковки в деталях рассказа. Один из них говорит, что Сусанна грешила вот под этим деревом, другой показывает совсем на иное дерево. Народу и судьям становится ясно, что старцы дамочку оболгали. Сусанну освобождают, а камнями до смерти забивают этих похотливых шантажистов.
Интересно, что художников крайне мало занимает вторая часть истории. Мне попались всего две-три работы, изображающие «суд Даниила», и лишь одна фотография церковного витражика (он, кстати, у нас, в России, в Ярославской области), где привязанных к дереву лживых старцев забрасывают камнями.
Но зато крайне популярна в живописи и графике первая часть сюжета - купающаяся Сусанна. Классических трактовок, собственно, всего четыре, композиционно они весьма однообразны почти у всех художников. Либо розовотелая Сусанна купается, вовсе не замечая торчащих из-за кустов макушек старцев. Либо она испуганно прикрывается, обнаружив, что за ней наблюдают. Либо старцы ораторствуют перед дамой, размахивая руками и тряся какими-то кошельками-жемчугами, а она в негодовании отшатывается от всего этого. Либо - самые динамичные работы - старикашки хватают Сусанну за всякие места и пытаются сорвать простынку, которой она прикрылась.
Новым живописцам такие решения, конечно, показались скучными. Те, кто остаётся в рамках классического сюжета, стараются лихо перенести его в современность, что совершенно лишает всю эту историю нравственного напряжения. В лицах и позах нынешних Сусанн вовсе нет испуга. Ясно, что им практически ничего не грозит в любом варианте - хоть они согласятся на неприличное предложение, хоть откажутся от него. Сусанны нынче могут себе позволить быть высокомерными, деловитыми. Или даже подразнить сластолюбивых старичков, нарочито демонстрируя им свои прелести.
Некоторые художники в творческих поисках не только экспериментируют с манерой письма, но и резко уходят от сюжетной классики, заменяя традиционных Сусанн и старцев чем-либо (кем-либо) иным - цветочками, пеньками, рыбаками, зверушками, предметами бытовой техники, портретами, скелетами и т.п. Или затевают инверсии - скажем, не старцы подглядывают за дамой, а она за ними, не два старца пытаются совратить красотку, а орава красоток виснет на богатеньком старце…
В общем, смотрите сами.
Франц фон Штук, 1913 г.
Роберт Хагфельдт.
Андрей Фолан.
SOAMO.
Николай Васильев.
Владимир Верещагин.
Игорь Каменев.
В. Корбаков.
Александр Литвинов.
Нина Рябова-Бельская.
Рамиль Хабибуллин.
Х. Шаррер.
...