Журналист и публицист Андрей Архангельский в конце января 2009-го отметился знаковой статьей, которую можно прочесть целиком в
интернет-газете «Взгляд», а можно ограничиться нашими выдержками :)
Менеджер - за книгу!
Менеджер, прочитавший Толстого и Достоевского, эффективнее, чем менеджер, их не читавший, - вот что я утверждаю. Он гибче, выносливее, приспособляемее, он хитрее конкурента. Чем заняться в кризис? Читать классику!
Речь этих людей подобна пластинке: она знает только один ритм, только одну скорость; когда пластинка доигрывает до конца, поворотный механизм срабатывает, и все повторяется заново - с теми же модуляциями, комментариями и ритмом. Поэтому такая речь бесконечна и неосмысленна: две или три пластинки могут обмениваться между собой только той информацией, которая на них записана, но этот механический обмен не способен производить чего-то нового. Она не рождает нового, эта речь. Одна не способна к оплодотворению другой речью - она бездетна, она непродуктивна.
Это люди посткнижной культуры - посткнижного мышления, и речь их, соответственно, посткнижная: она безликая, безвольная, бесполая. Это речь человека, умеющего складывать буквы в слова, но не знакомого с чтением как процессом и этим процессом не преображенного.
Из массового сознания полутора-двух поколений исчезло представление о необходимом минимуме прочитанного. То, что когда-то выражалось фразой «это должен прочесть в своей жизни каждый человек». Тот набор книг, который раньше «давала» школьная программа и из которого складывался начальный культурный бэкграунд советского человека (Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев, прочие). У нас над этим весело смеялись - мол, «советские люди учились жить по книгам, и потому они не готовы к жизни», - не догадываясь о том, что именно эта норма и гарантировала общий довольно высокий культурный и интеллектуальный уровень страны. У нас часто власть ставит себе в заслугу то, что распад СССР и переход к капитализму мы пережили без гражданской войны, без массовых жертв - забывая при этом, что грандиозные социальные перемены осуществлялись в стране с всеобщим средним образованием. В стране, где, условно говоря, каждый знал, что такое «Война и мир».
Общие книги для чтения (литература ХIХ века) - это было то, что скрепляло разношерстную страну СССР в единое культурное целое, давало то странное ощущение общности, принадлежности к единой стране. Не говоря уже о том, что общие книги - это был способ в художественной, небанальной форме передавать из поколения в поколение национальные ценности, что называется, код страны.
Сегодняшний человек гордится узкоспециализированным знанием - и недооценивает важность «лишних» знаний, навыков. Такой человек читает только по двум причинам: чтобы приобрести знание или чтобы забыться (развлекательная литература). То есть в обоих случаях это прямой обмен затраченного времени на знания или удовольствия. Такой человек забывает, что чтение - это не только ЧТО, но и КАК: чтение - это процесс. Навыки мышления тренируются именно качеством чтения, «впечатлением от чтения» - то есть полным вовлечением в процесс не только рационального, но и эмоционального, не только физического, но и психического. Только чтение хорошей художественной литературы «включает» мозг человека полностью - вот в чем дело.
Стало быть, практическая выгода от чтения художественной литературы тоже есть - и она огромна; другое дело, что почувствовать результат невозможно сразу, и происходит это только при внимательном, «настоящем чтении». Но то, что качественный интеллектуальный скачок в человеке читающем происходит в 100 случаях из 100 - в этом нет сомнений.
Это очень странный совет, но, тем не менее: кризис - лучшее время для чтения классики. Это выгодное инвестирование и совершенно бесплатное образование. По специальности, по специальности - вот увидите.