Oct 03, 2012 22:06
Прошло десять лет с тех пор, как один однокурсник, выслушав мои долгосрочные планы на жизнь, пообещал подарить мне тележку. Чтобы губу возить. А то такой хобот не завернуть.
Номинально я свои планы выполнила где-то наполовину.
Наверное, моя вторая степень по биологии - самая гладкая часть моей жизни. Нигде никаких затыков. Ну почти J . То, что с первого раза не поступила, залезла в другую специальность и вышла замуж - затыки наверное не первого порядка. Я хорошо помню этот момент, когда после четырех лет тяжелой учебы я осталась без диплома, без специальности, без официального опыта работы. В первый раз. Только что замужем. И муж по десять раз за день говорил, что у меня ничего в жизни не получится.
И тут я вспомнила, что всегда хотела быть биологом. Генетика. Биотехнология. Эволюция. Открывать что-то новое. И не прошло и 6 лет с того момента, как у меня был диплом и несколько публикаций.
Муж остался позади, как и надежды сделать диссер в Беларуси. По большому счету, я думаю, что несмотря на все проблемы, в Минске защитилась бы быстрее, чем в Хайфе. Но все пошло, как пошло - и вот я тут и даже в неплохой лабе, намного выше, чем можно было предположить по тому, как я все же делала диссер.
Сказать, что я бы достигла всего, что у меня есть сегодня, и в Минске, при такоих же усилиях, сложно. Все-таки наука давно не делается на коленке и в кухне. Нужна лаба с хорошим оборудованием и бюджетом, нужны возможности обмениваться мнениями и материалами с людьми, уровнем намного выше тебя. Нужно знать свою тусовку и что где исследуют. Стоит хоть раз в год светиться на международной конфе и поддерживать связи. И конечно же, публикации.
Я не знаю, что сейчас творится с наукой в бывшем союзе. Когда я принимала решение доломать свою жизнь и поставить все на свой диссер, я не видела для себя возможности расти в той лабе, где работала параллельно с университетом. И ни в какой другой лабе в Беларуси.
В прошлом году, на дрозофилячьей конфе я увидела тетку, которой могла бы стать. Тетка была из Мексики, а ее исследование с таким же успехом можно было делать 40 лет назад. Ей, конечно, было интересно, что происходит вокруг. Но катастрофически не хватало базы. Объяснять, что в принципе делают другие, надо было с методов,которые года за 3 стали рутиной, а люди, которые их разработали, все еще активны и моложавы, и продолжают жечь. Или еще раньше. И вот тут я поняла, что при всех затыках мне не о чем жалеть.
Может быть, цена была бы немного меньше. Но сегодня, хотя и есть лабы, до чьего уровня мне надо только прыгать, я вижу свое место. Надо только напечататься. Эта моя многолетняя мантра обязана сработать )).
Многие в бывшем союзе знают, что выбор быть биологом в 95 случаях из 100 означает нищету. Долго учиться, без нормы работать, выгореть до достижения целей.
Немногие знают, что примерно то же происходит везде. Конечно, нищета бывает разная.
Можно сравнить зарплату лаборанта в Беларуси и постдочью стипендию тут, и убедиться, что некто зажрался. Но некто вам расскажет с фактами, что к примеру в Америке зарплата учительницы в начальной школе выше, чем у постдока в крутой лабе, а квартиры стоят огого. Некто вам и про Израиль расскажет, что максимальная зарплата постдока уже ниже среднего. Что это означает? Никаких социальных гарантий, невозможность купить квартиру, неуверенность в завтра. А, еще у постдока ненормированный рабочий день и 5 лет от окончания диссера на контракты. А потом здравствуй, жопа. Или вин.
И стоит ли ехать? Пусть каждый ответит за себя. Мне - стоило. Я жалею только, что у меня теперь в науке все тяжело идет.
А дауншифт делать некуда. Что же, придется прорываться.