Я не знаю, что сделала со своей жизнью. Сколько помню себя, хотела работать в лабе. Ну или в экспедицию в Антарктиду, на крайний случай. Как-то само собой случилось, что способом выдохнуть для меня стали гонки.
Если кто не в теме - гонки скучны неимоверно, если вам все равно, кто гоняет. Самые умные болельщики выбирают сам спорт, и не знаю, как им это удается. Они всегда в выигрыше - выбери серию правильно, и скучно тебе не будет. Многие болеют за команды. Это опаснее - но мне это тоже практически не грозит. Самое глупое, что можно сделать с точки зрения болельщика - это болеть за конкретного гонщика. Вот это - мой путь, и наверное, больше эмоций, чем в этом случае, пережить невозможно.
Алекса мне показала подруга года полтора назад. Она сказала - вот гонщик абсолютно в твоем вкусе. С мозгами, четко знает, чего хочет и очень талантливый. Так получилось, что встретились мы через год, когда я была в очередном, уже традиционном для себя, кризисе болельщика. Что поделать - автоспорт стоит дорого, на дворе кризис, и в гонках никто не едет вечно. Уже не первый раз я думала, что уикенд, где мне станет все равно, кто где едет, окажется последним десантом на гонку. И по крайней мере во второй раз оказалось, что это только новый этап. Надеюсь, долгий или по крайней мере успешный.
Большой вопрос, как же Алекса угораздило попасть в гонки. Со стороны это может выглядеть, как прихоть, случайность, недоразумение. Я же думаю, что дело в том, какой Алекс необычный человек. Чтобы дать внешний пример, на что это похоже - гляньте по евроспорту рекламу академии ГТ, как они расписывают Ордоньеса, студент играл в видеоигры, а за 2 года мы из него сделали чемпиона Ле Мана. Со стороны создается впечатление, что каждый задрот при нужном толчке станет супер-гонщиком. Но фишка, по моему, в том, что искра должна попасть на порох.
Алекс - очень необычный человек, не знаю, насколько он это осознает. Он очень быстро принимает решения, предпочитает сделать и ошибиться, чем упустить возможность, не видит проблемы там, где для большинства она неразрешима. И очень взвешенно рассчитывает риски. Для себя, я имею ввиду. Многие так не смогут, им просто нечего поставить на кон.
Кроме того, Алекс необычно открыт и откровенен. Если он видит решение, он хочет им поделиться. Совсем не странно, что в ответ вместо спасибо чувак, чтоб мы без тебя делали, он получает реакции вроде киса ты с какова горада, пожри говна с наше и иди ломись как все, путь разведан давно.
Одна из причин - больно видеть, как кто-то продвигается как ракета, без всяких шаманских плясок, когда ты уже и бубном потряс, и строем походил, а каменный цветок все никак не выходит.
Алекс в гонках прогрессирует как ракета. Я не помню, встречала ли хоть раз в наше время человека, который за полгода от первого опыта в картинге перешел в европейские формулы, а на второй год в формулах поехал наравне с молодыми, у которых одна забота - сесть и хорошо проехать.
Еще одна необычная черта - он не живет в мире «если бы». То есть, как каждый человек, на какое-то время, очень короткое, по средним меркам, он задает себе такие вопросы - а если б я там не ошибся, а если б поступил по-другому... Но это не выбивает его из реальности, а просто показывает ему, где он сейчас. И он мгновенно принимает новые обстоятельства, ставит новые тактические задачи (со стратегией у него все в порядке, долгосрочные цели мгновенно не меняются))), и начинает действовать. Мгновенно - по меркам среднего человека. Это не импульс, просто рассчитывает Алекс быстро.
«Сомневаться и не действовать в сложной ситуации, это все равно, что делать обгон наполовину. Если уж начал маневр - завершай, есть немаленький шанс, что удастся. А если нет - ну значит нет.»
Когда Алекс пришел в европейские формулы, у него были все признаки бизнес-драйвера. Формальные, я имею ввиду. Возраст, отсутствие опыта от слова совсем, куцая карьера в картинге. Кроме него самого, никто в него не верил. Но сам Алекс - уже достаточная причина, чтобы перевернуть точку зрения кого угодно. Люди, пользуйтесь возможностью, пока он доступен. У него есть чему поучиться, и поверьте мне, это не ограничивается гонками. Таких, как он, немного, но они возвращают мне веру в человечество.
Первый вопрос, который я услышала от него - как это, не хотеть улучшить? Ты же видишь, над чем надо работать, задача решаемая - так почему же барахтаться на том же уровне, и не подниматься? Нельзя сказать, что все вокруг Алекса такие же перфекционисты. Но что делает бизнес драйвер? Он доволен уже тем, что сел в гоночную машину. С открытыми колесами, построенную специально для трасс. Что он едет вместе с молодыми, и в своей группе не последний. А когда кто-то из лучших побуждений говорит ему - слушай, вот тут можно улучшить - отвечает - а, это для молодых. Мне и так неплохо.
А Алекс ненавидит фразы - «в твоем возрасте уже так не делают» и «это не для тебя» . Что поделать, не все начинают с молодых соплей, но это не значит, что на трассе для тебя придумают отдельный зачет и из уважения уступят дорогу. Мне, к примеру, этим автоспорт и нравился в свое время - когда ты сел в машину, в паспорт и в карман тебе никто не заглянет, и побеждают по тому, как проехали. И как же едет Алекс?
В прошлом году - 13 за сезон. Из 50. В этом уже так не будет. Но это совсем не значит, что он разучился ездить, совсем наоборот. Да, своих задач он не выполняет, но это больше говорит о его целях, чем о том, что он делает. И где же ракетообразный прогресс, спросите вы, если осилили до сих пор? Не видно? А он есть. )
Не смотреть в турнирную таблицу я уже научилась, и видеть плюсы не только в результате - тоже. Спорт - это не только приехать первым, но и бороться и стать 21, а не плюнуть и притошнить спокойненько 24. И не забить, не упускать шансов - и если есть скорость и мозги, результат обязательно будет. Если повезет. Но если не пытаться - то как проверить, повезет или нет? ) И это у Алекса тоже есть. Текущий сезон просто почти весь состоял из неудач, с некоторыми светлыми моментами - но это не повод складывать лапки. И вот, прошедший уикенд в Мосте по результату стал лучшим за сезон. Надеюсь, что если удастся проехать еще где-то - успехи будет тоже.
О команде. Алекс второй год едет в Manor MP Motorsport, команде с чемпионскими амбициями, причем не только в NEC. Сегодня они в AutoGP вторые, первые будут вряд ли, но для первого полного сезона - отличный результат, с победами обоих гонщиков. И вот в такой команде Алекс смог стать своим за сезон. Ему говорили - они просто возьмут деньги, а машину будут готовить не как другим. И еще - они не будут тебя воспринимать всерьез. Я не знаю, что было в начале прошлого сезона, по рассказам - совсем не радужно. В этом году Алекс - абсолютно свой в команде, и о нем хорошее впечатление в других командах и в серии. Мне это говорит о многом.
И еще - я не знаю, сколько он сможет ездить и как далеко пойдет. Автоспорт совсем не бесплатен, и чем дальше, тем дороже. В отличии от тех, с кем Алекс едет в команде, ему надо зарабатывать, а на сами гонки он может потратить совсем не бесконечную часть того, что у него есть. И он четко видит эту границу, что тоже не совсем обычно. Но наверное нормально для тех, кто знает что почем. «Возможно, для меня гораздо больший вызов - заработать столько денег, чтобы я смог себе позволить поехать в GP2, чем дорасти до этой серии с точки зрения спорта».
Я не знаю, что будет завтра. Я знаю, чего хочу сегодня - я хочу увидеть, как Алекс растет, добивается успехов и побеждает. Хочу увидеть каждый его шаг на этой дороге и научиться у него реально смотреть на жизнь и не упускать шанс.
О чем я жалею - за годы вокруг автоспорта я не завела полезных знакомств. Ни в паддоке, ни среди журналистов. Я не сотрудничаю ни с каким автоспортивным изданием. Поэтому я не могу пока ответить на вопрос - кто прочтет то, что я пишу.
Но я могу сказать -
Удачи, Алекс. Она тебе понадобится.
ps.
http://www.alexeychuklin.com/