Дисклеймер: содержит пафос, самолюбование, обилие эмоциональной лексики, разговоры автора с самим собой, мысли о себе во множественном числе и занудные описания. Если все это не пугает - читайте дальше.
Писать о гонке через неделю после ее окончания несколько непросто, т.к. уже сложно воспроизвести эмоции, которые были во время, что-то ощущается по-другому, а что-то вообще забылось. По мере возможностей написано так, как знал/ощущал по ходу гонки, кое-где даны примечания.
В общем, после не слишком удачного начала велосезона я решил, что сливать его целиком все-таки не стоит, и зарегистрировался на
Гранфондо Сан Готтардо 26.07. Вкратце - круговой марщрут, 110 километров дистанции, 3 горы, каждая из которых примерно на километр подъема, плоских участков практически нет. Первая гора - Сан Готтардо, относительно пологий подъем, но в конце несколько километров брусчатки. Вторая - Фурка, вроде подъем как подъем, ничего особенного. И на закуску Нуфенен - всего 13км, но настоящего хардкора, 8% среднего уклона и 9% во второй половине подъема. Нужно прибыть на финиш в течение 7 часов со старта. В рейтинге учитываются только времена прохождения подъемов, начало и конец которых отмечены специальными участками, где расположены устройства, сканирующие чип. Чип - маленькая хреновина, крепящаяся ко втулке колеса; у тру-спортсменов есть свои, остальным выдается при старте и забирается на финише. Между зачетными участками можно курить бамбук сколько душе угодно, лишь бы уложиться в общее время. Также по ходу есть станции с дополнительным питанием и водой.
До этого самым сложным из взятых мной подъемов было Стельвио 2 года назад. Там 1800м подъема на 27км по горизонтали, но при этом я ехал с полным багажником вещей. В этот раз суммарный подъем 3000+ метров, но разбит на 3 части. Вел тоже новый - Merida Cyclocross 300 против Orbea Sport H30, циклокросс против гибрида. Для гор разницы особой нет, т.к. покрышки примерно одинаковые. Руль бараном, кажется, более удобен, когда надо вцепиться и крутить изо всех сил.
Я прилетел в Швейцарию накануне днем и после всех транспортно-организационных развлечений отправился регистрироваться на старт. Регион очень гористый, и дорога лежит в ущелье шириной несколько сотен метров между двумя цепями гор. На самом деле дороги как минимум две - большая автомобильная и мелкая местная, а еще железная дорога вдоль и местами встречаются туннели и рельсы, идущие поперек. Склоны сплошь утыканы линиями электропередач, регулярно встречаются фуникулеры. Видимо, наверху кипит жизнь, но времени на все это особо нет - транспортировка занимает больше половины дня, а регистрация работает только до 19:00.
Старт расположен в Амбри, в ангаре на бывшем военном аэродроме. Местами еще стоят бетонные бункеры для самолетов. Длина полосы около 1.5 км, параллельно ей асфальтовая дорожка для руления, по которой собственно и будет старт, а сама полоса - бетонка (ну как бетонка, у нас асфальт много где похуже). По ветру вел едет сам за 40, против ветра - как-то не очень.
В стартовом пакете два номера - на спину и на руль - батончики и питательные смеси для гонки и куча рекламного спама. Номер на руль никак не встает, т.к. у меня там дополнительные тормозные ручки, вешаю его на раму. Толку никакого, он сваливается вниз и не виден, а также цепляется за ноги иногда.
Первый раз решился ехать в большую поездку без рюкзака. Кучу полезных вещей удалось впихнуть в задний карман стельвийской футболки - еду из стартового комплекта, запасную камеру, шестигранники и скотч. Скотч нужен как минимум для того, чтобы держать на раме насос - оба крепления заняты под бутылки с водой - нижнее обычной бутылкой с разведенной аскорбинкой, верхнее выданной велофлягой с простой водой. На самой дистанции должны быть пункты питания, но непонятно, что именно на них будет и хватит ли воды на дистанцию между ними, так что лучше взять с запасом. После небольших раздумий свинтил с вела багажник. Крылья и замок решил оставить на месте - ну мало ли, вдруг пригодятся, а весят они немного. За всей суетой забыл подкачать шины, так что ехал на 3 с небольшим атмосферах. Вокруг пояса надел дождеупорную куртку, в карманы положил по банану и пару оставшихся с прошлого дня булочек.
Итак, старт в 8 утра по местному, удается относительно выспаться и плотненько позавтракать. Багаж остается в отеле после чекаута в ожидании меня. Очень удобно - отель прямо напротив железнодорожной станции. Вместе со мной рано завтракают еще несколько человек явно велосипедной внешности. Действительно, в гараже стоит пачка шоссеров. До старта 7 километров под горочку, проезжается на ура.
Старт разбит на секции по 200 номеров. Мой номер 461, соответственно, я в 3й секции. Внутри секции вставай куда хочешь, но рекомендуют ставиться в соответствии со скоростью. Ну, я тут явно не самый быстрый, поэтому становлюсь ближе к концу. Блин, кругом одни шоссеры! Я вообще один на циклокроссе. МТБшниками даже и не пахнет. Есть несколько минут до старта, чтобы зафоткать, написать в фейсбучик и включить страву. Телефон на руле для навигации, хотя Фрэнк говорил, что там везде указатели будут, и заблудиться не получится. Но я в любом случае без телефона никуда.
Итак, старт. Группы стартуют с интервалом где-то в минуту. Моя установка - ехать в своем темпе, никуда не торопиться, экономить силы; времени для рубилова будет предостаточно. Пропускаю шоссеров, много шоссеров, вообще всех шоссеров, мимо меня едут абсолютно все вообще без конца, там уже народ из следующей группы нагоняет, а я не могу ни за кем закрепиться. Ну ладно, езжайте пока, со многими из вас мы видимся не в последний раз =) Но как-то это все угнетает, я вообще туда заявился? Наконец-то обгоняю мужика на МТБ. Масштаб достижения не очень, но все-таки я тут не самый медленный. Интересно, что он вообще тут делает? В ответ меня обгоняет еще человек 15.
Взлетная полоса закончилась, выезжаем на дорогу. Специально для нас на участке от старта до Сан Готтардо перекрыли движение. Здесь плавно начинается первый подъем, с совсем маленького уклона до 6-7% на самой горе. Видно, что народ растянулся и едет с разной скоростью. По-прежнему никуда не тороплюсь, но наконец-то обгоняю первого шоссера. За рулем дедушка, так что тоже не слишком канает, но все же. Потом еще и еще. Пристраиваюсь за небольшой компанией, потом обгоняю и их. Жизнь налаживается, я тут явно буду не последним. Тем временем мимо продолжают проезжать лоси, но с ними уже ничего не поделаешь.
Проезжаем Аироло (город, в котором отель), подъем становится круче, некоторые останавливаются, чтобы снять куртки/рукава, я изначально еду в футболке. Как там с водой? Отлично, скиллы откручивания пробки на ходу и запихивания бутылки в держатель не атрофировались. Дорога идет серпантином, Аироло уже виднеется внизу, крутить педали становится тяжелее, скорость падает до 12-14 километров в час и 2-3 передачи сзади. 1ю держу в качестве психологического резерва. В целом подъем идет с некоторым усилием, но без напряга, на начало Стельвио даже близко не похоже. Где же ад и хардкор? Впрочем, еще ехать и ехать, всякое может быть. Пара участков брусчатки, неприятно, но ехать можно. С некоторыми товарищами периодически обгоняем друг друга туда-обратно. На открытом участке видно несколько витков серпантина, пелотон растянулся весьма, головы уже не видно, а вот в полутора-двух витках позади уже никого нет, так что я где-то ближе к концу. Начинается брусчатка. Фрэнк обещал что-то типа 6км? Казалось бы, я уже давно поднимаюсь, не так далеко должен быть и конец первого подъема. Однако нет, брусчатка все идет и идет. Все еще далеко не Стельвио, но подъем уже не кажется таким простым, как вначале, приходится поднапрячься. Но все-таки я уже обогнал довольно много народу, почти все 40+, но все же, дела мои не могут быть совсем уж плохи. Знак "GPM 3km" и Hospetal - видимо, вершина приближается. 2, 1, и вот уже явно видно скопление народу. Да, первый подъем почти сделан! Нет, это не повод для славного финишного рывка, у тебя впереди еще два подъема, пусть лоси лосячат. Пикаем на пропускном пункте - первый этап готов, где-то 1:10 (реально 1100 м подъема на 20 км, из них чуть меньше 800м приходятся на вторую половину; зачетный участок начинался где-то после Аироло, время 1:04). Ну неплохо. Было нелегко, сил потрачено немало, но морально-физическое состояние вполне адекватное, ноги держат, голова соображает, упасть не хочется.
Профиль первого подъема (последние километров 20):
Пополняем запас воды, выдают половинки бананов, но мне не актуально, у меня есть свои, стоит только сунуть руку в карман и... ой... тааааак, бананы в кашу. Бееееее. Ну ладно, масштаб разрушений не очень значителен, съедобная часть в основном цела. А вот еще и булочки в желе из банана с оберточной бумагой. Омномном! Так, ладно, хватит нажираться, тебе еще пилить и пилить. А вокруг красотищща. Вершины гор, чуть повыше еще лежат кусочки снега, а здесь тепло. Надо сделать парочку фоточек.
Ну и хватит, пора дальше пилить.
Спуск начинаю осторожно, т.к. давно не практиковался и вообще на этом веле в первый раз в горах. Осторожно, понемногу, держа руки на тормозах... Ееее, вот это скорость! Спуск хороший, много прямых участков, плавные повороты. Велокомп проходит через 60 и идет дальше. Блин, чуваки, какого вы едете почти у центра дороги, как вас обгонять, по встречке что ли? Так, вот открытый участок дороги, идем в обгон, первый, второй, ееееееее. Вот это круто, как же я скучал по спускам! А вот куртку я зря не надел на вершине, ветер пипец, холодрыга. Но теперь уж поздно, не останавливаться же. 75! Так, не увлекаемся, не забываем притормаживать. Вдоль обочины ограждения нет, только отдельные бетонные столбики, а за ними мотивирующий обрыв высотой метров 15. Интересно, тут никто ни разу не улетал? Дорога начинает больше вилять, сбавляю скорость, мимо меня проносятся монстры шоссерного вкрута, я тошню себе полтинничек вдоль правой обочины, на разворотах оттормаживаюсь километров до 30. Спуск в город, кольцо, регулировщики держат автомобильное движение, поворот на 270 градусов, спуск закончился - начинается легкий подъем.
Да, вот это было зашибись. Проезжаю мимо товарищей, снимающих куртки. А вокруг опять красотищща! Горы, речка течет, слева железка, справа деревья. Кайфец! Прям хоть останавливайся и фоткай. Так, не расслабляемся, мы на гонке все-таки, хоть и участок не зачетный. Мимо опять проезжают шоссейники. Дорога постепенно идет вверх, указатель Furkapass - да, нам туда, а потом вон на тот серпантинчик. Выглядит годно. Что я знаю про Фурку? Да вроде там примерно так же, как на Готтардо. Городок, кафешки, народ готовится к подъему. Заливаемся чуток водой и едем дальше, сил еще достаточно. Контрольная точка, пикаем чипом, поехали. Ой-йо, а вот этот подъемчик сразу 8%, а может и все 10 (по факту 9). Так, ну ладно, наверное, это только самое начало, дальше за поворотом должно быть полегче. За поворотом то же самое, за следующим - опять. Тааак, все, ставим 1-1, 34-28, 10 км/ч и не выпендриваемся. Положе не становится. Мне удается обгонять отдельных велосипедистов, но гораздо больше народу обгоняет меня. 9 км/ч. Начинается реальная жесть. Да, вот это знакомые ощущения, так когда-то давно было на Стельвио. Кажется, еще только несколько километров от подъема, а уже пипец. Что будет на Нуфенене? Какой нафиг Нуфенен, здесь бы до вершины дотянуть. Я точно туда зарегился? Хотя начало подъема уже где-то там, далеко внизу, и оборот за оборотом мы поднимаемся еще выше. Жить можно.
Скорость местами проваливается до 8 и ниже. Серпантин заканчивается, дорога идет по склону и конца-края ей не видно. Но надо жать дальше. Слева ущелье, по нему идет железная дорога в нехилый такой подъем. Выполаживание! Скорость снова набирается. 10. 12. 13! Ну ващеее. Вспоминаю Кипелова:
Рано звонить в колокола,
Небо тревожить впустую!
Если ты можешь - встань и иди (сиди и крути),
Ведь жизнь не подарят другую!
Живем! Да не просто живем, догоняем пару дедушек, недавно меня объехавших, и обгоняем их. И еще вон того чувака следом! Но халява ненадолго, подъем растет опять, снова 8-9 км/ч. GPM 2km. Видимо, это все-таки обозначение конца этапа. Но да ладно?! Вы гоните! Я же еду всего час. Подъем, конечно, круче, чем на Готтардо, но не мог же я так быстро запилить километр подъема. Мимо проезжает девушка с такой скоростью, что даже мысли догонять нет. Вау. GPM 1km. Да не может быть. Неужели я не закончусь на этом подъеме? Надо потерпеть еще чуть-чуть. Вот он контрольный пункт. Это точно последний на этом подъеме?
- Finish?
- Yes!
Йоптваю! Дааааааааа! Охренеть! 2:0! Черт возьми, да! Я сделал Фурку! Но как, черт возьми? Километр подъема за 1:10?! Вау! Энтузиазм хлещет через край, на вершине только одеваю куртку и еду дальше. Йееее! Не знаю, что готовит мне Нуфенен, но я готов это проверить, хе-хе! Прошло еще только 3.5 часа, половина времени, а я уже одолел 2 подъема из 3. Круто! Ну мы им покажем!
Реально подъем где-то 850м за 11 с небольшим километров; время 1:07. Профиль
Очень длинный спуск по серпантину, прямых участков мало, поэтому съезжаю с притормаживаниями и даю себя обгонять всем желающим. Внизу виден какой-то городок, в нем развилка. Указатель направо - Гримзель, налево - Бриг. Не знаю, что за Бриг, но знаю, что Гримзель в маршрут не входит. В следующий раз, пожалуй. Спуск продолжается. Качество асфальта местами оставляет желать лучшего. Видимо, сказывается близость к Италии. Местами такие неровности, что можно навернуться, если отвлечься и не следить внимательно за дорогой. Хотя если не следить за дорогой на 50 км/ч, то можно навернуться и безо всяких неровностей. Пальцы потихоньку начинают неметь, чувствуется усталость. Нога тоже устает - постоянно стоит согнутой на педали в напряжении. На выходе из очередного поворота - какого хрена этот долбоеб на машине на встречку выехал?! Специально для таких тут сплошная нарисована! Потом доходит, что товарищу очень невтерпеж было обогнать перед поворотом. А спуск огого какой длинный, еду уже минут 25. Указательные и средние совсем онемели, начинают неметь безымянные - очень не хочется, но нужно остановиться, здравый смысл все еще со мной. Еще немного спуска, и дорога становится ровной - приехали, придется покрутить.
Развилка, куда ехать? Видимо, по главной направо. Мимо просвистывает пачка шоссеров - значит, еду правильно. Главное - не оказаться с чуваками из короткого маршрута (я еще не знал, что короткий маршрут поворачивал назад уже после Готтардо). Ну ничего, 30 по ровному держится, жить можно. По-прежнему еду в сторону какого-то Брига, хз где это. Но вот город, много веллеров, поворот налево на Нуфенен, да, вот оно, приехал куда надо. Доезжаю до контрольной точки и останавливаюсь пожрать. А вот все остальные проезжают сходу. Блин, ну ясен пень - жрать-то надо было на вершине, чтобы оно усваиваться уже начало. Баклан. Ладно, вариантов особо нет, нужно доедать запасы. Остатки булочек - готово. Непонятный кофейный напиток "нажать чтобы разогреть" - к черту разогреть, влить так. Питательный батончик и шоколадка - готово. Ну и хватит, все равно есть не хочется. Зато настало время вводить стратегический резерв. Наушники в уши, кнопка play, и...
The spell has been broken, the curse has been lifted.
Black is the wind on the heels of the gifted.
Йееееееее! Вперед! На Нуфенен!
Onward pounding, into glory ride!
Sign of the hammer, be my guide!
Pounding просто вообще - 14 км/ч! Где-то там дальше ждут адские стенки, но пока что едется вполне, даже удается обогнать пару не слишком быстрых ездоков. С одной стороны, маленький уклон - это хорошо, ехать просто; но с другой - высота набирается медленно, больше набора остается на потом. Впрочем, что есть, то есть, едем. Постепенно скорость падает и крутить становится тяжелее; потом вообще какой-то жесткий подъем, на котором 7-8 еле держится. И вдруг дорога идет немного вниз! Дальше виден длинный-длинный подъем по склону, вроде не очень крутой, но по ходу дела становится понятно, что внешний вид обманчив - скорость вновь падает до 8, 7, пробивает 7 и закрепляется на 6 с чем-то. Кажется, мои передачи для таких скоростей не предназначены. И подъем длинный-длинный. Кажется, он не кончится никогда. Теоретически, даже с такой скоростью я доеду до вершины чуть больше чем за полтора часа, надо только продержаться. Практически - хрен знает, удастся ли держать даже ее. Периодически меня кто-то обгоняет, но их скорость тоже не супер, может, 10. Чувак, ты хотел хардкора? Получи и ешь полной ложкой! Так или иначе, где-то там маячит поворот с домиком, надо дотянуть до него. Перед самым поворотом подъем еще нарастает, дожимаю из последних сил, еще-еще-еще-еще-еще, совсем чуть-чуть осталось, последние метры докрутить стоя... За поворотом уклон резко спадает. Йессссс! Получилось! Похоже, это были те самые 10%. На музыку внимание почти не обращается. Что там у нас играет?
They wanna keep us low, but they can't last.
When we get it up, we're gonna kick your ass.
Ну неплохо. Снова идет тяжелый участок, но уже не такой кромешный пиздец, как был перед этим. Половина подъема, кажется, пройдена, теперь вместо длинных прямых начинается серпантин, в конце которого ждет финиш. Как ни странно, едется легче, чем на прямой до этого - казалось бы, на серпантине должно быть тяжелее. В первом же торнанте на обочине курит бамбук парочка шоссеров. Пфффффф! Да тут же вообще тривиально едется! Мы так делать не будем. Еще со времен Норикуры пребывал в уверенности, что внутри правого поворота уклон заметно выше, чем на окружающей дороге, и там самая жесть. Однако здесь в поворотах все время едется легче, чем между ними, странно (через 2 дня на Брокене я встретил поворот "как надо", там внутри, наверное, были все 15%). Легче не легче, а опять начинаю уставать, больше всего болит поясница, ногам тяжело, но не более. Шоссеры проезжают мимо уже постоянно. Периодически привстаю с седла, чтобы размяться - сводит мышцы ног под коленом и на задней стороне бедра. Надо быть осторожней, не хочется сложиться так близко к финишу. Виток за витком проходят мимо, снова 6-7-8 км/ч. Еще несколько остановившихся веллеров. Парочка туристов - ну хоть их я могу обогнать. GPM 2km. Ну все, осталось меньше 20 минут, надо дотянуть! В какой-то момент мышцы на левой сзади особенно упорно пытаются свестись. Не сейчас! Не сейчас, черт возьми, не перед самым финишем! Через несколько оборотов отпускает. Живем. Кто-то уже идет пешком. Плохой, плохой пример! 1km. Вот уже виден какой-то домик, видимо, это гостиница на вершине, надо просто до нее дотянуть. Последний разворот, подъем, вон уже виднеется что-то похожее на контрольный пункт. Обочина становится широкой, переходит во что-то похожее на смотровую площадку, виляю туда, возвращаюсь обратно - меня опять пытаются обогнать трое или четверо. Ааааааааааааррррррррргххххх! Да сколько можно! Достали! Вперед, всем что есть! Ноги раскручивают педали, передачи идут вверх одна за другой. 17 км/ч!!!!!!!!!!! Где вы были все это время?! Интересно, чуваки сзади должным образом офигели? Но все-таки финиш далековато, и усталость берет свое - меньше чем через сотню метров скорость начинает падать, и вот уже опять 8 км/ч. Только бы не грохнуться теперь прямо перед финишем. Пропускаю одного, второй обгоняет прямо перед самым створом, ничего уже не поделаешь, пиииииииииип, и дааааааааааа! Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! Мы это сделали, и сделали это достойно! Точно финиш? Да, вон веллеры стоят. Аккуратненько притормозить, остановиться около вот этой стенки, нет, эта стенка плохая, лучше вот около той, сесть на камушек, нет, этот не подходит, этот тоже, а вот этот вроде ничего, да, медленно опуститься на этот прекрасный ровный камень. Аааааааааааааааааааааа! Да! Черт возьми, да! Мы взяли Нуфенен! Кто там хотел свестись? Теперь можно. Не хотят. Сволочи. Как там я себе представлял этот момент на подъеме? Взял бутылку с остатками воды. Открыл. Вдохнул. Выдохнул.
И немедленно выпил.
<...>
Интересно, этот товарищ поблизости понимает русский? Если и да, то явно не в достаточном объеме. А какая красотищща-то вокруг!
Где-то там внизу начало подъема
Итого набор 1100м на 14км подъема, время 1:34, профиль
Красотищща красотищщей, а до таймлимита 59 минут, и знак Аироло 23 км. Значит, до финиша 28-30. На час - немало в моем нынешнем состоянии. Но спуск в километр. В общем, хватит раздуплять, в седло и пошел-пошел-пошел-пошел. Только не уберись на спуске, это будет вообще эпично. Спуск по бетонке, стыки чувствуются, но не то чтобы это сколько-нибудь мешало; потом начинается асфальт. Опять устали руки, надо отдохнуть от спуска. Наклон постепенно уменьшается, нужно снова подкручивать педали, но не хочется. Ох как не хочется. Выше 35 не едется. Ветер, очень сильный. Прошло полчаса, до финиша еще около 12 км. Ненавижу встречный ветер - крутишь во всю мощь, но при этом еле едешь. Особенно раздражает, когда сил уже нет, а при этом есть шанс опоздать на финиш. Ну ладно, вариантов нет, надо крутить. Даже спуск уже не в кайф ни разу. Кусок дорожных работ, развязка, въезд в Аироло, железнодорожная станция с отелем - до финиша чуть-чуть. Небольшая горочка, придется еще раз попотеть. Отрезок до Амбри едется уже в третий раз, там все время под горку, но времени в обрез, приходится работать ногами что есть сил. Не проскочить бы поворот к финишу. Не проскочу - стюарды перекрывают движение и указывают поворот. 10 минут до конца. Обгоняют еще трое шоссеров - хрен с ними, это уже последние. Тем более кусок давно не зачетный. Последний рывок - бесконечная взлетная полоса против ветра. Созерцаю колени и подседельный штырь, изредка поднимая голову, чтобы посмотреть на финиш. Финиш не приближается. Надо крутить еще. Нет, в траву скатываться не надо! Ага, вот он уже ближе. С каждым поднятием головы все ближе. Вот уже виден чекпоинт. Вот уже совсем-совсем. Пальцы плавно нажимают на тормоза - пиииип - остановка. Что этот чел делает с моим передним колесом? А, чип снимает. Ну, пусть снимает. 4 минуты до таймлимита. Дожали. Сил больше нет, эмоций тоже. Остается только уронить вел на траву и упасть самому рядом.
Итоговое время на подъемах - 3:45:00. Финиш продлили почти на полчаса - можно было под конец пройтись пешком, а перед этим поискать магазин и затариться жратом. 369 место из 503 вписавшихся в расширенный лимит:
Общая таблицаМой результат Кто-то дочитал до этого момента? Надеюсь, это было не столь утомительно, как последний подъем.
29.08 предстоит продолжение в виде Alpenbrevet. Проеду Фурку в обратном направлении, а также изведаю доселе непознанные Гримзель и Зюстен. Постараюсь учесть ошибки, подготовиться получше и придумать, куда сложить бананы. Ясно одно - будет интересно.