Sep 08, 2010 15:25
Извиняюсь, что не художественное произведение, а как бы идея к нему.
По Гегелю, наказание есть приговор, который преступник произносит над самим собой. …
Такая теория наказания, которая в преступнике признает в то же время человека, может это делать только в абстракции, в воображении, именно потому, что наказание, принуждение противоречат человеческому образу действий. Кроме того практическое осуществление такой теории оказалось бы невозможным. Место абстрактного закона занял бы чисто субъективный произвол, ибо от усмотрения официальных «почтенных и благопристойных» особ зависело бы, как в каждом отдельном случае сообразовать наказание с индивидуальностью преступника. Уже Платон понимал, что закон должен быть односторонним и должен абстрагироваться от индивидуальности.
Напротив, при человеческих отношениях наказание действительно будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой. Никому не придет в голову убеждать его в том, что внешнее насилие, произведенное над ним другими, есть насилие, произведенное им самим над собой. В других людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя, т. е. отношение будет прямо-таки противоположным.
Итак, при коммунизме провинившийся сам налагает на себя наказание, другие же пытаются его смягчить. Интересно, использовал ли какой-нибудь фантаст этот сюжет? Хотя приведенная цитата не из апокрифов, по-моему, такого сюжета не было.
Разумеется, гораздо проще предполагать, что в обществе без антагонизмов никаких наказаний не потребуется, а случайным нарушителям будет просто стыдно. Но всё же любой (социальный) организм должен иметь систему иммунитета, хоть она и не используется постоянно. Вера в возможность постного, бесконфликтного и непротиворечивого существования - не для нас.
Только вот какого рода могут быть эти наказания? Переход на более тяжелую и непривлекательную работу? Но вслед за Макаренко я придерживаюсь того мнения, что такую работу должны выполнять наоборот, передовые коллективы.
Может, что-то типа монашеских обетов, которые тоже налагались на себя добровольно. Но обеты молчания (когда надо месяцами молчать) и пр. слишком архаичны и дики.
утопия