Оригинал взят у
fritzmorgen в
Размышления о ведении бизнеса в России. Часть I. Кого слушать, а кого не слушать Некоторые люди внимательно выслушивают советы «бывалых» таксистов, а потом поступают ровно наоборот - чтобы не превратиться потом в таких же. Надо полагать, многие предпочтут по той же причине не прислушиваться ко мне - к представителю малого бизнеса - а почитать мемуары каких-нибудь маститых миллиардеров.
Включим логику: раз человек сказочно богат, он, наверное, знает, как разбогатеть?
На первый взгляд, да. Однако, увы, лучшие ветеринары получаются отнюдь не из коров и кошек. Бык-рекордсмен вряд ли сможет написать хорошую книгу о том, как стать здоровым быком и набрать больше тонны живого веса. Аналогичным образом знания среднестатистического миллиардера далеко не всегда могут быть использованы теми, кто недавно начал свой бизнес или только собирается начать его.
Во-первых, большая часть по-настоящему богатых людей сделала свои первые миллионы много десятилетий назад. У нас нет машины времени, чтобы перенестись в тридцатые года прошлого века, когда начинал заниматься бизнесом основатель ИКЕА Ингвар Кампрад, или хотя бы в семидесятые года, когда собирал свои первые компьютеры Стив Джобс.
Да что там семидесятые… даже начало лихих девяностых, когда огромные состояния сколачивались за считанные месяцы, тоже уже осталось далеко в прошлом.
Конечно, мы с вами тоже живём в очень интересное время. Однако применимы ли к середине 2010-х годов советы, которые сработали пару раз в прошлом веке? Далеко не факт.
Вторая проблема - наследство. В то время как некоторые миллиардеры и вправду начинали «с нуля», за спиной большей части списка самых богатых людей Forbes стоят или весьма непростые родители, или некие влиятельные структуры. Полное имя Билла Гейтса, например, Уильям Генри Гейтс III. И далеко не факт, что Уильяму Генри Гейтсу Третьему удалось бы статьи миллиардером, если бы его отец не был преуспевающим корпоративным адвокатом, а его мама не входила бы в совет директоров нескольких крупных компаний.
Третья проблема - казус выигравшего. Так, Роман Абрамович в начале девяностых годов занимался оптовой торговлей бензином. Бизнес был очень доходным, однако людей, которые торговали действительно по-крупному, эшелонами, было в России тогда всего человек тридцать. И, удивительное дело, в живых из этих тридцати остался только Роман Аркадьевич:
http://sapojnik.livejournal.com/1874168.html А ведь это только один эпизод из славной карьеры бывшего губернатора Чукотки. До покупки первой партии цистерн с бензином нужно было ещё дорасти…
Хотите лёгкий рецепт быстрого обогащения в стиле девяностых годов? Вот, пожалуйста. Продаёте свою квартиру, допустим, за 3 миллиона рублей. Идёте в казино и ставите все свои деньги на цифру тринадцать. Если выигрываете, у вас есть 100 миллионов рублей. Вы обеспеченный человек. Если проигрываете - что же, теперь у вас появилась цель жизни, заработать на квартиру. А ещё вы можете утешаться тем, что в девяностые годы проигравший нередко лишался не только имущества, но и своей жизни.
Факты есть факты: среди людей, которые сделали своё состояние быстро и с нуля, довольно высок процент авантюристов, в хорошем смысле этого слова. Однако прежде чем пускаться в путь по дороге приключений стоит осознать две вещи. Первая - на одного выигравшего авантюриста приходится обычно пара сотен проигравших. Вторая - остановиться гораздо сложнее, чем начать. Конечно, в непрерывной игре тоже есть своя романтика, смелые герои Джека Лондона вызывают обычно у обывателей если не зависть, то как минимум уважение. Однако даже относительно удачливые игроки - типа господина Березовского - в итоге почти всегда всё равно проигрываются в пух и прах.
Про Высоцкого рассказывают, что однажды он посетил Монте-Карло - впервые в жизни - и выиграл там большую по советским временам сумму денег, несколько тысяч долларов. Обрадовался, конечно, посорил немного деньгами. А на следующий день вернулся, чтобы продолжить игру и, разумеется, оставил в казино всё, что у него было. На том, собственно, казино и живут: рано или поздно проигрывает каждый.
Закончим на этом моменте обсуждать повадки Фортуны и перейдём к четвёртой проблеме поучительных книжек на тему «как стать миллионером». Вот, например, два знаменитых автора книг о бизнесе - Ли Якокка и Роберт Лутц. Очень интересно пишут, отчасти именно под впечатлением от их книг я и купил себе в своё время свой «додж».
Однако… оба автора никогда не занимались ни мелким, ни хотя бы средним бизнесом. Они строили свою карьеру в американских автомобильных корпорациях и доросли к пенсии до руководящих позиций. Вероятно, советы мистера Якокка и мистера Лутца будут весьма полезны вам, если вы работаете на должности топ-менеджера и у вас в подчинении 50 тысяч сотрудников. Но если весь штат ваших сотрудников состоит из продавщицы Клавы и водителя Сархата, применять мудрость американцев будет весьма и весьма непросто.
Нет, я вовсе не хочу сказать, что жалею о времени, которое я потратил на чтение книг Якокки и Лутца. Но я не жалею также и времени, потраченного на чтение «Таинственного острова» Жюля Верна - хотя советы по выживанию в диких землях не пригодились мне ни в реальной жизни, ни даже в компьютерном «Майнкрафте».
Двигаемся дальше. Пункт пятый - государство. Бизнес в США, бизнес в Бразилии и бизнес в Экваториальной Гвинее - это несколько разные истории. Далеко не факт, что бизнесмен, которому удалось преуспеть в одной стране, сумеет применить свои знания за рубежом.
Простой пример - по некоторым причинам среди наших предпринимателей традиционно весьма высок процент либералов-оппозиционеров. Это в теории бизнесмен должен понимать, что раз ему не удаётся навести даже относительный порядок в своей фирме из 50 человек, нелепо требовать от государства идеальной работы двух миллионов чиновников. Однако на практике бизнесмены зачастую уверены, будто это только в России есть проблемы, а за рубежом бизнесменов обмазывают мёдом и носят на вытянутых руках.
Так вот: когда такие бизнесмены переезжают за рубеж, они внезапно обнаруживают, что вести бизнес за рубежом крайне тяжело. Так как рынок там не в пример насыщеннее, законодательство жёстче, налоги выше, а сотрудники просто смеются в лицо на робкие попытки призвать их работать «с немецкой ответственностью» или «китайским трудолюбием».
Настоящий талант, конечно, везде себе дорогу пробьёт, даже в эмиграции. Однако большая часть предпринимателей при пересечении государственной границы превращается или в обеспеченных пенсионеров или в наёмных менеджеров - в зависимости от объёма денег, который им удалось с собой увезти.
Верно и обратное. Бизнесменам, которые приезжают к нам из тех же Соединённых Штатов, приходится зачастую заново учиться вести бизнес. Им, конечно, несколько проще: наш капитализм ещё относительно молод и пока что довольно дружелюбен к новичкам. Но всё же к переводным книгам о бизнесе я бы рекомендовал относиться с известной долей скепсиса.
Кстати, есть распространённое мнение, согласно которому крупные бизнесмены не пишут книжек. Дескать, нанимают литературных негров, а потом ставят свою подпись под тем, что выдумывают для них наёмные перья - слабо разбирающиеся в бизнесе люди.
Так вот, опыт подсказывает, что крупные руководители обычно на весьма высоком уровне владеют или письменной речью или хотя бы устной. Практически каждый руководитель вполне в состоянии проследить за тем, чтобы его книга верно передавала его мысли: даже если он не нажимает лично на клавиши компьютера, а просто надиктовывает основные мысли. Конкретно в этом пункте у меня претензий к авторам книг о бизнесе нет: они честно стараются передать нам свой опыт… ну, во всяком случае, в той его части, где они выглядят красиво и не совершают ничего сомнительного с точки зрения морали или закона.
Пункт шестой. Разного рода теоретики от бизнеса типа господина Кийосаки с его серией книг про «бедного папу» и «богатого папу». Люди, которые учат других людей бизнесу и получают за это деньги.
У каждого такого бизнес-тренера есть своя теория, зачастую весьма занятная. Тот же Кийосаки, например, очень правильно подметил, что владеть автомойкой выгоднее, чем владеть яхтой, так как автомойка приносит нам доход, а яхта, наоборот, прожирает наши денежки.
Однако, увы, теоретики обычно не могут сделать верных практических выводов из своих правильных теорий. Так, Кийосаки советовал читателям покупать квартиры в ипотеку и сдавать их, чтобы доход от аренды покрывал ипотечные платежи. Совершенно безумный план, реализовать который в реальности почти невозможно ни в России, ни в родных для Кийосаки США.
Собственно, здесь и кроется сермяжное отличие практиков от теоретиков. Практики благодаря своему богатому опыту легко отличают хорошую идею от плохой, но при этом действуют обычно по-старинке, проверенными надёжными способами. Теоретики, напротив, легко генерируют новые идеи, однако на каждую рабочую идею у них приходится по десять неосуществимых - дефицит опыта не позволяет теоретикам осознать слабые места их задумок.
Наконец, бизнес-теоретики склонны считать свои идеи универсальным средством, которое может решить любые проблемы. Так, изобретатель вазелина Роберт Чезбро пожирал его ложками ежедневно - он был уверен, что вазелин лечит от всех болезней и очень полезен для здоровья. Мощный старик дожил до 96 лет, и если бы врачи не доказали убедительно всю бессмысленность вазелиновой диеты, пожалуй, заботливые мамы заставляли бы детей не только пить рыбий жир, но ещё и кушать вазелин.
В общем, читать книги бизнес-теоретиков - равно как и ходить на их лекции/семинары в реальной жизни - несомненно, интересное и полезное занятие. Но только для тех, кто уже имеет значительный опыт ведения бизнеса и умеет трезво оценивать новые технологии. Новичкам же я настоятельно рекомендую относиться к новомодным теориям типа «кислотного маркетинга» или «креативной бухгалтерии» скептически.
Подведу итог
Как видите, хоть вдохновляющих и полезных книг по ведению бизнеса и написано уже немало, большая их часть никак не поможет тем, чьё состояние пока ещё не перевалило за обозначенную выше сумму в 100 миллионов рублей.
Более того, некоторые советы даже навредят. Как сказал Леонардо да Винчи, знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, я смею надеяться, что мои советы - опирающиеся на мой успешный пятнадцатилетний опыт ведения малого бизнеса в России - окажутся для многих весьма актуальными. Именно по той причине, что за эти 15 лет я ещё не успел обзавестись личным реактивным самолётом и улететь на нём из той реальности, в которой живёт сейчас российский малый бизнес.
PS. У советского композитора Альфреда Шнитке был друг, дирижёр при филармонии. Некоторым дирижёрам полагалась надбавка за мастерство: 10% или 20%. Конкретно этому дирижёру назначили 10%, и он долго не мог добиться повышения. Однажды он написал товарищу Фурцевой, тогдашнему министру культуры письмо: «я уже 15 лет с трудом сдерживаю своё мастерство в пределах 10 процентов…». После этого ему, наконец, начали выдавать двадцатипроцентную надбавку.
Так вот. Я намеревался сдержать свой богатый предпринимательский опыт в пределах одного небольшого поста. Но судя по тому, что одно только предисловие растянулось у меня с предполагаемых двух абзацев на четыре полновесных страницы, мне придётся делать теперь целую серию постов на эту тему.