ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ «ORIENTALES OMNES EСCLESIAS», Ч.1 ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ «ORIENTALES OMNES EСCLESIAS», Ч.2 УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
ВОЙНЫ
Итак, Преподобные Братья, вы видите из изложенного выше хода событий, представленного в свете исторической правды, какие многочисленные и великие благодеяния и выгоды получили униаты благодаря соединению с Вселенской Церковью. Это никого не должно удивлять. Поскольку если Богу было угодно, чтобы во Христе «обитала всякая полнота»13, то этой полнотой не может пользоваться тот, кто отделен от Церкви, «которая есть Тело Его»14. Ибо, как утверждал Наш предшественник, Папа Пелагий II, «кто не пребывает в мире и единстве Церкви, также и Бога познать не может»15.
Равным образом мы видели, сколько эти дорогие униаты должны были для защиты своего католического единства перенести притеснений, несчастий и преследований, от которых все же Бог их счастливым образом спасал, многократно возвращая им мир.
СОВЕТСКИЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ УНИАТСКОЙ ЦЕРКВИ Если же речь идет о нынешнем моменте, то с величайшей скорбью отцовского сердца Мы видим, что над той же Церковью нависли новые и еще более сильные трудности. Достаточно уже дошедших до нас известий, хотя и скудных, но достаточно верных, чтобы Нас сильно опечалить и серьезно обеспокоить. Вот Мы отмечаем сегодня годовщину дня, когда 350 лет тому назад это древнее христианское сообщество счастливым образом соединилось с верховным Пастырем и Преемником Св. Петра. И вот этот самый день превратился для Нас в «день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы»16.
Ибо с глубокой печалью Мы узнаем, что в местностях, перешедших в последнее время под российское владычество, дорогие Нам униаты испытывают суровые притеснения из-за их верности Апостольскому Престолу. Предпринимаются шаги, чтобы всеми силами оторвать их от материнского лона Церкви и принудить их к присоединению к схизматической общине вопреки их воле и вопреки святейшим убеждениям и долгу их совести. Дело обстоит так, что духовенство восточного обряда, как Нам сообщают, жалуется в письме к властям, что Церковь так называемой Западной Украины оказалась ныне в очень опасных условиях по той причине, что все епископы и многие священнослужители оказались арестованными. Одновременно было запрещено кому-либо из духовенства вступать в управление униатской Церковью.
ЛОЖНЫЕ ОБВИНЕНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ ВО ВРАЖДЕБНОМ НАСТРОЕНИИ. Мы сознаем, Преподобные Братья, что применение столь резких действий было прикрыто политическими причинами. Эта тактика не является новой и применяется не с сегодняшнего дня. В течение веков враги Церкви многократно, не отваживаясь открыто испове-дывать свою враждебность к католической религии и не желая сознаться в явном ее преследовании, делали это изощренным и скрытым способом под предлогом обвинения, будто католики действуют во вред государству. Подобным образом иудеи обвиняли Божественного Искупителя перед римским правителем: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю»17.
Однако в данном случае сами факты и ход событий указывают на действительные причины этих неистовых действий. Ибо каждый знает о послании, направленном униатской Церкви патриархом Алексием, недавно выбранным на этот пост схизматическими епископами. В нем открыто прославляется и провозглашается разрыв с Церковью. Это послание в значительной мере способствовало началу преследований.
НАРУШЕНИЕ ГАРАНТИЙ СВОБОДЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Эти жестокости тем болезненней трогают Нас, Преподобные Братья, что почти все народы мира на торжественной конференции своих представителей, состоявшейся еще в ходе войны, постановили, наряду с прочим, что в будущем не будет религиозных преследований. Это постановление дало Нам надежду, что также и Католическая Церковь будет иметь гарантированную законную свободу и мир во всех странах. Тем более, что ведь Церковь всегда учила и учит, что законной государственной власти, осуществляющей управление в области и пределах своей компетенции, всегда должно оказывать послушание, согласно с долгом совести. К сожалению, упомянутые выше факты поколебали Наше доверие и Нашу надежду и почти лишили их, если речь идет о русских землях.
ПРИЗВАНИЕ К МОЛИТВЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ УНИАТСКОЙ ЦЕРКВИ. Итак, перед лицом бедствий и несчастий столь великих, что не представляется возможным справиться с ними человеческими силами, не остается Нам, Преподобные Братья, ничего другого, как только покорно и настойчиво молить Бога, который «сотворит суд угнетенным и справедливость бедным»18, чтобы соблаговолил Сам по Своей милости успокоить эту жестокую бурю и положить ей конец. Вас же и вашу паству Мы настойчиво призываем, чтобы вместе с Нами при помощи молитв и благочестивых дел покаяния вымолили у Того, Кто просвещает человеческий разум горним светом, и по мановению Которого изменяется все, чтобы пощадил народ Свой и не предал наследие Свое на поругание19, и чтобы униатская Церковь как можно скорее вышла из этого трагического положения и стала свободной.
ПРИЗЫВ К СОХРАНЕНИЮ ВЕРЫ ПЕРЕД ЛИЦОМ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТЕРРОРА. Наш отеческий дух обращается, однако, прежде всего к тем, кто находится под этим чудовищным, гнетом, а главным образом, к вам, Досточтимые Братья, епископы униатской Церкви. Давит вас великая и мучительная жестокость, но Нас больше волнует дело спасения вашей паствы, чем причиненная вам несправедливость и зло, согласно со словами: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»20. Несмотря на то, что настоящее мрачно, а будущее неопределенно и беспокойно, не падайте духом, но, став «позорищем для мира, для ангелов и человеков»21, так стойте, чтобы все верующие брали с вас пример терпения и добродетели. Перенося нынешнее преследование с силой и стойкостью духа и пылая Божественной любовью к Церкви, вы стали «Христовым благоуханием Богу в спасаемых и в погибающих»22.
Вы находитесь в заключении и отделены от ваших верующих, не имеете возможности учить их заповедям святой религии. Но сами ваши узы еще полнее и яснее проповедуют и показывают Христа.
Затем обращаемся к вам, возлюбленные дети - священники. Неся в себе знак священства Христа, который «пострадал за нас»23, вы должны строже подражать Ему, а потому переносить и выдерживать больше нападок, чем прочие люди. Преследования по отношению к вам безмерно огорчают Нас, но Мы радуемся тому, что ко многим из вас можем обратиться словами Божественного Искупителя: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых»24.
Просим вас, в эти скорбные времена крепко и несгибаемо стойте в своей вере, поддерживайте слабых, укрепляйте колеблющихся. Увещевайте, как только можете, что нашим верующим, ни при каких обстоятельствах, нельзя отрекаться и оставлять Христа и Церковь, даже для вида и на словах. Разоблачайте ложь и обман тех, кто обещает людям выгоды, успех и довольство в земной жизни и тем самым ведет их души к погибели. Проявляйте себя «как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, ... в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божьей, с оружием правды в правой и левой руке»25.
НАПОМИНАНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ВЕРЫ. Обращаемся, наконец, и к вам, католики униатской Церкви, чьи страдания и притеснения Мы носим и ощущаем в отцовском сердце вместе с вами. Нам известно, какое покушение готовится на вашу веру. Более того, следует опасаться, что в ближайшее время еще большие удары обрушатся на тех, кто не изменил долгу по отношению к святой религии. Поэтому уже теперь, возлюбленные дети, Мы настойчиво призываем вас, чтобы вы не дали устрашить себя никакими угрозами и преследованиями чтобы вас не поколебала даже опасность смерти или изгнания из ваших домов. Никогда и ни при каких условиях не отрекайтесь от вашей веры и от верности по отношению к Матери-Церкви. Ибо, как вы хорошо знаете, здесь идет речь о скрытом на поле сокровище найдя которое человек «утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то»26.
Помните также слова Спасителя «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее»27.
Обратите также внимание на слова Апостола: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, то и Он отречется от нас. Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может»28.
Этот Наш отеческий призыв, обращенный к вам, Мы считаем наиболее уместным закончить напоминанием о призывах того же самого Апостола язычников: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды»29. «Повинуйтесь наставникам вашим»30, то есть епископам и священникам, учащим вас, согласно Евангелию, тому, что относится к спасению. Тем же, кто каким-либо образом покушается на вашу веру, противостойте всеми силами, стараясь сохранить единство духа в союзе мира. «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания»31.
УТЕШЕНИЕ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ
И живя посреди всякого рода скорбей и преследований, помните что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»32. «Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого»33.
Уповая, что эти Наши напоминания и призывы при помощи благодати Божьей вы примете мужественно и охотно, Мы выражаем пожелание, чтобы Бог, Отец милосердия34, послал вам лучшие и мирные времена, о чем Его со смирением молим.
А как предвосхищение небесных даров и свидетельство Нашей благосклонности, из глубины апостольского сердца Мы даруем благословение вам, достопочтенные братья, и вашим верующим, а особенно епископам, священникам и верующим униатской Церкви.
Дано в Риме, у Св. Петра,
23 декабря 1945 года, в седьмой год
Нашего Понтификата. ПИЙ XII.
Перевод В. Пономарева.
Примечания:
1. Лев XIII. Апостольское послание
«Praeclara gratulationis» от 20 июня 1894 г.
(Acta Leonis XIII, t.XIV. С. 201).
2. Лев XIII. Op.cit.
3. Baronius. Annales. T.VII Рим, 1596
Appendix. C.681.
4. A. Theiner. Vetera monumenta Poloniae et Lituaniae ТЛИ. С.240.
5. A. Theiner. Op.cit. C.251.
6. Cp. A. Theiner. Op.cit. C. 237.
7. Acta et deer. SS Conciliorum rec, col.600, nota 2.
8. Op.cit., col.602.
9. Op.cit., col.603.., col.606.
10. Ср. Пий IX. «Omnem Sollicitudinem» (13 мая 1874 г.), цитирующий Григория XVI, «Inter gravissimos». Pii IX .Acta. VI, 317.
11. Лк 6, 22-23.
12. Кол 1,19.
13. Еф 1,19.
14. Epist. Ad Episcopos Istriae. Acta Cone. Oecum., IV, II, 107.
15. Соф 1,15.
16. Лк 23,2.
17. Пс 139, 13.
18. Ср. Иоил 2, 17.
19. Ин 10,11.1 Кор 4,9.
21. 2 Кор 2,15.
22. 1 Петр 2, 21.
23. Откр 2, 19.
24. 2 Кор 6, 4-7.
25. Мф 13,44.
26. Мф 10, 37-39.
27. 2 Тим 2,11-13.
28. 1 Кор 16,13.
29. Евр 13,17.
30. Еф 4, 3-4.
31. Рим 8,18.
32. 2 Фес 3, 3.
33. Ср. 2 Кор 1, 3.
Ссылка
http://catholichurch.ru/index.php/files/file/325-%D0%BF%D0%B8%D0%B9-xii-orientales-omnes-e%D1%81clesias/Скан
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4084195По материалам журнала «Молись за нас», № 3 (39) 2008 г., с. 18-29