Из книги Г.К. Честертон. Уильям Блейк (1910)

Jul 12, 2023 09:17


Быть мистиком не опасно для здоровья; но спиритуализм может составлять некоторую опасность для здоровья... Разница между настоящей религией и простым любопытством к психическому чуду очень похожа на разницу между питьем пива и питьем бренди, между вином и джином. Пиво - это и пища, и стимулятор; позитивная религия - это не только приключение, но и утешение. Человек пьет свое вино, потому что это его любимое вино, оно испытывает удовольствие от его вкуса, наслаждается урожаем его любимой долины. Человек пьет алкоголь только потому, что он алкоголик. Точно также человек взывает к своим богам, потому что они хороши или, по крайней мере, хороши для него, потому что они идолы, защищающие его племя, или святые, благословившие его день рождения. Но спиритуалисты призывают духов только потому, что они просто духи; они вопрошают призраков просто потому, что они призраки. Меня часто преследовала фантазия о том, что верования людей могут быть представлены своеобразными аналогами в виде напитков. Вино может обозначать подлинное католичество, а эль - подлинный протестантизм; ибо эти религии, как минимум, - настоящие религии, заключающие в себе и утешение, и силу. Чистая прохлада агностицизма представлена чистой холодной водой, превосходной вещью, какую только можно обрести. Большинство современных этических и идеалистических движений хорошо представить в образе газированной воды, они - суета без повода. Философия мистера Бернарда Шоу подобна черному кофе: он пробуждает, но не вдохновляет. Современный материализм, взятый в своей кристальной чистоте, очень похож на какао; и невозможно выразить свое презрение к нему более сильной оценкой, чем эта. Иногда, очень редко, можно встретить что-то такое, что можно откровенно сравнить с молоком, древней и языческой кротостью, земным, но укрепляющим милосердием, - молоком человеческой доброты. Вы можете встретить подобное у нескольких языческих поэтов и в нескольких старых баснях; но ныне это направление повсеместно вымирает. Теперь, если мы примем эту аналогию в качестве аргумента, мы вернемся к дурному каламбуру; мы придем к выводу, что вкус к спиритуализму очень похож на вкус к спиртному. Человек, который пьет джин или денатурат, делает это только потому, что видит в них нечто сверхнормативное; так и человек, призывающий с помощью столов или планшетов сверхъестественных существ, вызывает их только потому, что они сверхъестественны. Он не знает о том, хороши ли они, мудры или полезны. Он знает, что желает божества, но даже не знает, любит ли его. Он пытается взывать к Богу, не поклоняясь ему. Его интересует все, что он может узнать о сверхъестественном существовании; но на самом деле он не наполняется радостью, как при виде божественного друга, - так же, как никто не любит вкус денатурата. Словом, в таких психических исследованиях бывает возбуждение, но не эмоциональное удовлетворение; бренди есть, а пищи нет.

Честертон, классика, мои переводы

Previous post Next post
Up