Штандарты старших классов средней школы.

Feb 02, 2011 21:06

Размещаю материал по обсуждению новых школьных штандартов.  Загляните еще по ссылкам, там есть комментарии. А вообще всё очень злободневно, на мой взгляд.

По http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1576863

Андрей Фурсенко выступил с нестандартным ответом
// Министр образования заявил "Ъ", что не намерен пока утверждать новый стандарт образования


1 из 4Андрей Фурсенко готов сесть за стол переговоров с критиками нового стандарта образования
Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ






Представители педагогического сообщества обратились к руководству страны с просьбой наложить вето на проект нового государственного образовательного стандарта для старшей школы. Учащиеся 10-х и 11-х классов будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать, обязательными же станут четыре дисциплины: курс "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Авторы письма, которое подписали уже более 12 тыс. человек, считают, что принятие такого стандарта ощутимо снизит уровень российского образования. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил "Ъ", что утвердит стандарт только после его серьезного обсуждения всеми заинтересованными сторонами.
Открытое письмо педагогов опубликовано в "Живом журнале" 28 января и сразу стало самой популярной темой в блогосфере. Автор текста, учитель московской школы N 57 Сергей Волков рассказал "Ъ", что за выходные свои подписи под письмом поставили более 12 тыс. человек. "Среди них около 200 докторов наук, есть академики РАН и, конечно, много учителей,- сказал господин Волков.- Проект стандарта был опубликован еще в ноябре прошлого года, но мало кто всерьез прочитал этот многостраничный документ. А когда я в коротком тексте указал несколько нововведений, многие схватились за голову".

Проект стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования). Фактически документ изменяет саму концепцию школьного образования: школьники 10-х и 11-х классов должны будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать. Обязательными станут четыре дисциплины: пока еще не созданная "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Так, в область "естественные науки" входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на "социализацию учащихся", базовый курс обучает "основам" и лишь профильный - занимается "подготовкой к последующему профессиональному образованию". "Профильно" можно будет изучать максимум четыре предмета. По планам Минобрнауки новый образовательный стандарт станет обязательным с 1 сентября 2020 года. Предполагалось, что уже к 15 февраля его должен утвердить министр образования.

"Выбор ОБЖ и "России в мире" в качестве обязательных предметов вызывает недоумение,- говорит господин Волков.- Мы считаем, что обязательными должны быть русский язык, математика, литература и история. Эти предметы нужны государству, заботящемуся о своем будущем". По его словам, будущие биологи или физики не могут ограничиться лишь двумя предметами из цикла "естественные науки". Кроме того, возможность выбора ограничена ЕГЭ, из-за которого фактически обязательными становятся математика и русский язык. Последний предмет находится в одной области с литературой, из-за чего "технарям" придется от нее отказываться. "А ведь русская литература, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности",- сказал господин Волков. Он уверен, что принятие стандартов ощутимо снизит уровень российского образования. По его словам, "сильные школы" будут вынуждены игнорировать новые стандарты: "Назовут "Россией в мире", а преподавать будут историю. С ОБЖ тоже придумаем, как выкрутиться".

Глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий заявил "Ъ", что высшая школа также критически относится к проекту: "По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьезной доработки. В школе нужна довольно твердая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями,- это и математика, и химия, и русский язык".

"Я слежу за дискуссией вокруг проекта стандарта,- заявил "Ъ" министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.- Высказываются разные точки зрения, и если отбросить политизированность, то везде есть разумные соображения". По мнению министра, авторы документа неправильно его подали: он написан для профессионалов, хотя интересует все общество. Глава Минобрнауки уверен, что концепция выбора школьниками предметов отвечает задачам образования: "Я не могу сказать, что однозначно поддерживаю этот подход. Но сегодня в старших классах образование и так профильное, если называть вещи своими именами". Он отметил, что одни лишь школьники и родители не будут выбирать уроки,- им помогут психологи, эта система профориентации будет построена к моменту введения стандартов.

При этом господин Фурсенко не считает странным выбор четырех обязательных предметов. "Это не главные предметы, а базовые,- сказал он.- Они связаны со здоровьем и безопасностью, которые важны при изучении любого предмета". "Все боятся, что "Россия в мире" превратится в краткий курс истории ВКП(б),- признал господин Фурсенко.- Но лучше будет, если мы ничего не будем рассказывать ребятам? Это, извините, как с половым воспитанием: если ничего не говорить, дети все узнают во дворе. Давайте вместе обсуждать этот предмет, решать, каким ему быть".

"Должна быть налажена система конструктивного обсуждения проекта стандарта,- сказал министр.- До тех пор пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа".

Александр Черных
По http://sisterprofessor.livejournal.com/1679.html  пишет sisterprofessor (sisterprofessor):

Стандарты образования: они пугают, а нам не страшно
 Просто по сути документа, без эмоций и кликушества.
Стандарты образования вообще и стандарты полного (общего) среднего образования (читай - старшей школы) - в частности, направлены на установление здоровых отношений между заказчиком образовательной услуги и её исполнителем. В качестве таковых выступают, с одной стороны, - родители, учащиеся и государство, с другой - школа как государственно-общественный институт. Там, где есть массовое производство (а школьное дело - самое массовое из всех массовых производств), должен быть ГОСТ на готовую продукцию. ГОСТ, по определению, упрощает, вульгаризирует явление, которое измеряет, приводит его в удобное для измерения состояние и не отражает всего  богатства  смыслов и ценностей, которое выработало человечество.
С другой стороны, ГОСТ выступает как механизм защиты безопасности профессионального пространства педагога, так как обозначает, во-первых, зоны ответственности всех участников образовательного процесса (учредителя, учителя, ребёнка, родителя, методиста) и, во-вторых, - объекты стандартизации: результат освоения образовательных программ, структуру образовательных программ и условия их реализации. Процесс обучения и всего остального, во что вовлечён ребёнок в школе, стандартизации не подвергаются и остаются пространством творческой свободы, выбора и инициативы участников образовательного процесса. Это в общем и целом. 
Инвариантная часть Стандарта как документа конкретизируется в "сменных блоках": стандартах начальной, основной и старшей школы. Первые два блока ни у кого больших возражений не вызвали, а вот по поводу старшей школы возникла паника. В основном все испугались, что обычных уроков теперь в школе никаких не будет, математика с литературой станут предметом выбора, все будут учить наизусть одну физкультуру и любить свою родину по команде классного руководителя. Кстати, всё это вполне возможно и кое-где у нас порой в школах десятилетиями успешно осуществляется, хотя все предметы в расписании есть, и новые Стандарты здесь, согласитесь, не при чём.
Стандарт старшей школы обозначил в учебном плане три предмета (Россия в мире, ОБЖ и физкультуру) и назвал их обязательными. Остальные предметы по перечисленным образовательным областям (русский язык, литература, математика, физика etc. - обычный набор, без изъятий)  включаются в учебный план по выбору (выбор за учащимися, родителями, школой в зависимости от её кадровых, материально-технических и пр. ресурсов). При этом предполагается, что изучение предметов может происходить на базовом или на профильном уровнях, то есть что старшая школа предоставляет ученику возможность самому определить, что для него важнее в смысле подготовки к поступлению в ВУЗ и выбора профессии. Что это означает, если читать документ до конца и не отшатываться в испуге прямо на этом месте?
Это означает, что современный старшеклассник будет изучать обязательно три вышеназванных предмета (РвМ, ОБЖ, физ-ра), независимо от выбранного им профиля и, соответственно, уровня, а все остальные будет обязательно изучать тоже, но при этом выбирать уровень изучения - базовый или профильный. Таким образом, в учебный план для конкретного ребёнка войдут три плюс 7 предметов - и этот набор составляет федеральный компонент стандарта, общедоступный и оплаченный государством, то есть для ученика и его семьи бесплатный. Регион и сама школа при наличии потребности и ресурса для её реализации может бесплатно же предоставить ребёнку возможность приобщиться к ещё каким-то предметам (видам деятельности), и это называется региональный и школьный компоненты учебного плана. Всё остальное, что ещё ребёнок захочет выучить в школе (бисероплетение, полёты на дельтаплане, рукопашный бой) он может получить как платную образовательную услугу.
Иначе говоря, старшая школа у нас становится профильной по американскому образцу, при этом базовое ядро среднего полного общего образования сохраняется. Можно по-разному относиться к профильному обучению (я, например, считаю, что углублённое знание предмета есть побочный результат правильно поставленного обучения, и у хороших учителей в любом классе в самой любой школе предмет изучается углублённо - до закономерностей, до системообразующих признаков исследуемых явлений, и количество часов тут роли не играет), но эта тенденция уже очевидна, она напрямую связана с изменениями в вузовском образовании, и, видимо, так тому и быть.
Если б эта часть текста Стандартов не была написана так плохо, как написана, то, может быть, паники и не возникло бы.  И в общем естественно, что люди, не будучи представителями этого цеха и этой отрасли общественного производства, недоумевают из-за всякой невнятицы и скороговорки, когда речь идёт о важных для всех вещах. Документ, конечно же, должен быть переписан, чтобы даже тот, кто не обязан дочитывать его до конца, не пугался понапрасну и не разгадывал загадки там, где их нет.
А дискуссия, кто где и чем воспитывает-обучает и зачем это делает, стара, как мир, стара, как школа, ведь мир и школа возникли одновременно и существовать друг без друга не могут, несмотря на тяжкие воспоминания о школьных годах чудесных  в душах некоторых участников пламенных обсуждений судеб российского образования.

нововведения, система образования, школа

Previous post Next post
Up