Джорджо Стрелер (фрагмент из книги "Театр для людей")

Feb 02, 2011 00:02

Originaly posted at:  http://keuner.livejournal.com/498406.html

Джорджо Стрелер (фрагмент из книги "Театр для людей")

Еще Б. Брехт (выдающийся немецкий режиссер и драматург, основатель новой театральной этики, изложенной в манифесте Эпического театра и в трактате "Малый органон для театра") в 40-е годы увлекался дидактическими и поучительными сочинениями.
В последние годы жизни Б. Брехт говорил, что самое высокое искусство - это искусство жить.
Я хочу сказать , что за всем, что мы делаем, неважно, где: в театре, либо в музыке, либо танце - за всем должен стоять вопрос: "Ради чего..? Ради чего мы это делаем..?" И этот вопрос касается не только театра.

Это общеэстетический вопрос. Не существует эстетики без Идеи. Не знаю, как сказать... Идеи?! Философии, что ли... если можно так выразиться. Но я не побоюсь и слова "Идеология".
Для меня "идеология" - это некое видение мира, видение того, как следует жить. Доктрина или система - это совсем другое. Что бы человек ни делал, за этим всегда стоит идеология.

А искусство - тоже сфера для деятельности человека. Театр - это система, в которой участвует всё и вся, в которой участвуют люди, следовательно, и театр не может обойтись без идеологии, то есть - без жизни.
Не существует "просто жизни", жизни в безвоздушном пространстве, всегда есть "что, где и когда". И это равно относится и к искусству, и к театру.

Ты претендуешь на создание "неангажированного" театра, который ни во что не верит? Значит, ты полагаешь, что можно ни во что не верить.
Ты хочешь создать театр, утверждающий, что идеологии не существует, а существуют одни лишь "ощущения"? Тогда - это театр "ощущения"... театр отрицания, пустоты... Можно избежать доктрины, но невозможно перестать мыслить, мыслить как человек, связанный со всеми другими людьми или, вернее сказать, душами. Но я слишком отклонился от темы.

Я убежден, что в основании серьезного, настоящего театра, должна лежать страстная мысль о жизни, о смысле жизни, как бы ее не называли, эту "идею существования".
Наряду с этим возникает вопрос: "А для какого зрителя ты это делаешь?" Для такого зрителя,который находится на одной частоте, на одной волне, чтоли... Будут ли правильны ответы на вопросы зрителя, на его внутренние вопросы?... А это не важно, главное, что он уже пустился в поиск, пустился в путь...

Если меня спросят, почему я занимаюсь театром? Как мне ответить? Это мой способ выразить, что мир - он двойной, что кроме этого мира, этого строения, собранного словно бы из "Лего", что кроме него, есть другой мир, не один, их, миров, многое множество.

В театре я пытаюсь рассказать о том, что все миры, они во мне, только я их должен раскрыть в себе, я пытаюсь понять других, и показать то, что я понял, людям, которые потом расскажут об этом другим. Спорить, ненавидеть, любить. Я не люблю общество, в котором живу. Я создал бы другое. Но я знаю, что посредством театра мир не изменишь. Должна быть инструкция, описывающая подробно о том, как изменить мир... Мир не вокруг меня, а изменить мир, что во мне... Нет, посредством театра, конечно же, мир не изменить... Но я помогу его изменить хотя бы на миллиметр! Я выкрикну миру то, что он должен услышать, что все заполнено только Им!

Я люблю театр за то, что он человечен! За то, что в нем воплотится когда-нибудь, сама идея человечности.
Я знаю немного, но об этом немногом расскажу. А другие пусть подхватят и расскажут больше... Больше и лучше... Если смогут...

***********
Джорджо Стрелер (итал. Giorgio Strehler, 14 августа 1921, Баркола, под Триестом - 25 декабря 1997, Лугано) - итальянский театральный режиссёр, крупнейшая фигура национального и европейского театра второй половины ХХ в.

Отец - австриец, мать - виолончелистка, словенка, переселившаяся во Францию. В семье говорили по-итальянски, но французский и немецкий также были в ходу. В трехлетнем возрасте потерял отца, которого ему заменил дед, музыкант и музыкальный антрепренер. В семилетнем возрасте потерял и деда. Воспитывался матерью и бабушкой в Милане.

Во время Второй мировой войны жил в Швейцарии, поставил в Женеве Убийство в соборе Т. С. Элиота, Калигулу Камю, Наш городок Уайлдера. В 1947 вместе с Паоло Грасси основал Piccolo Teatro di Milano, который открылся постановкой драмы М.Горького На дне. Через несколько дней основатели представили комедию Гольдони Слуга двух господ. В том же году Стрелер поставил в театре Ла Скала оперу Верди Травиата.

Умер от инфаркта. Похоронен в Милане при огромном скоплении народа.
***********

искусство, культура, театр

Previous post Next post
Up